Вчера глава Рособрнадзора Любовь Глебова объявила о старте эксперимента по отделению процедуры проведения Единого госэкзамена (ЕГЭ) от Минобрнауки. Первые независимые центры по сдаче госэкзамена появятся в Ангарске, Димитровграде и Заречном – по правилам эксперимента их должны будут контролировать напрямую региональные власти, без участия работников образования. Впрочем, эксперты считают, что такое нововведение не решит всех проблем с ЕГЭ, так как и у властей появится искушение улучшить показатели, но уже не школы, а всего региона.
По словам госпожи Глебовой, ведомство «начинает эксперимент по созданию модели проведения государственной аттестации учащихся, независимой от системы образования». Чиновники собираются разработать механизм, который исключит какое-либо стороннее влияние на результат школьника. Глава Рособрнадзора дала понять, что сейчас ситуация с завышением оценок учащимся не является редкостью: «Я отдаю себе отчет в том, что эксперимент приведет к разного рода открытиям в системе образования, с которыми нам придется потом жить».
Впервые предложение передать право проведения ЕГЭ структурам, не связанным с Минобрнауки, прозвучало летом 2011 года на заседании президентской комиссии по совершенствованию госэкзамена (см. «Ъ» от 21 июля). Члены совещания предложили схему, по которой организовывать проверку знаний должны не чиновники Минобрнауки, а специально созданные аттестационные агентства.
Однако эксперимент Рособрнадзора не предполагает таких агентств. Проведением госэкзамена займутся напрямую региональные власти – они создадут схему, при которой сдача экзамена будет проходить без участия учителей и чиновников из местных департаментов образования. Рособрнадзор уже провел переговоры с губернаторами Иркутской, Ульяновской и Пензенской областей, на территории которых будут созданы пилотные центры. Власти пообещали привлечь экспертов, которые предложат модели независимой сдачи экзамена. Причем в каждом городе будет опробован свой особенный вариант. Интересно, что в качестве экспертов выбраны все те же сотрудники местных органов образования – фактически они должны будут рассказать, как в будущем без них обойтись.
Новые центры не призваны заменить существующие пункты приема госэкзамена – в период эксперимента школьников будут тестировать там на добровольной основе, дополнительно к обычному ЕГЭ. Первый этап проекта рассчитан на два года – за это время эксперты должны будут предложить разные подходы к проведению независимой аттестации. После этого начнется процесс апробации предложенных моделей и в других регионах. По словам госпожи Глебовой, переход от эксперимента в штатный режим «может занять даже больше времени, чем внедрение ЕГЭ». Напомним, что эксперимент по сдаче ЕГЭ длился более семи лет, прежде чем новая форма госэкзамена стала обязательной.
Вместе с тем, эксперты уже критикуют предложенную Рособрнадзором модель. «Наивно предполагать, что региональные органы управления образованием завышают оценки только из своих интересов, без ведома местных властей», – заявил «Ъ» заместитель директора Transparency International Russia Иван Ниненко. По его мнению, госструктуры «по определению не могут быть независимыми», а при новой системе сдачи ЕГЭ у руководства субъектов федерации появится соблазн влиять на оценки. «Сейчас региональные образовательные структуры допускают нарушения при сдаче ЕГЭ либо из желания понравиться областной администрации, либо по ее прямой указке, – уверен глава комиссии по образованию Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов. – Реально независимая структура должна контролировать проведение ЕГЭ на федеральном уровне». Но в Рособрнадзоре опасения считают беспочвенными. «Действительно, раньше среди критериев оценки деятельности губернаторов были и показатели ЕГЭ – сколько человек набрали минимальные баллы по предметам, – рассказала «Ъ» Любовь Глебова. – Но мы попросили убрать такой критерий. У губернаторов просто не будет мотивации заставлять подчиненных завышать оценки».