В российских школах не хватает учителей с широкими взглядами - эксперт

«Кадры решают все» - этот известный тезис вновь звучит в связи с обсуждением президентской инициативы «Наша новая школа». О том, каким должен быть учитель в новой школе, размышляет директор московского лицея № 1535 Михаил Мокринский.

- В президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» высказана мысль о том, что в школы следует привлекать людей с непедагогическим образованием. Что Вы об этом думаете?

- Представить себе повторение ситуации 1990-х годов, когда в школу приходили люди из других областей, давшие ей очень многое для повышения качества образования, я могу лишь отчасти. Да, такие люди будут полезны, но у школы сейчас гораздо меньше возможностей для экспериментирования, чем пятнадцать лет назад. Специалист без педагогического образования, то есть человек незашоренный, став учителем, должен будет соотносить свои взгляды с достаточно жесткими правилами школьной жизни.

- Не кажется ли Вам, что сейчас, если в школу действительно пойдут люди, потерявшие работу в результате кризиса, это будет очередной негативный фильтр? Что придут те, кто совсем не состоялся в профессии?

- Вопрос в том, какие фильтры поставит школа. Представьте себе учебное заведение, где хронически не хватает кадров, - такое схватится почти за любого. Что может быть хуже для детей? Если у школы есть возможность выбирать из профессионалов и непрофессионалов в зависимости от того, насколько человек соответствует ее духу, стоящим перед ней задачам, - совсем другое дело.

- Каких людей, на Ваш взгляд, не хватает современной школе?

- Не хватает мужчин, не хватает людей с разнообразным опытом практической работы, с широкими взглядами. К сожалению, в школу сейчас приходят люди после нескольких негативных отсевов. Первый отсев - при выборе вуза, потому что надо отважиться на получение образование по профессии, считающейся неуспешной. Второй - в самом вузе, когда взрослеющий человек видит, что многие сокурсники отнюдь не собираются работать в школе и не скрывают своего негативного отношения к профессии.

- Как бы Вы охарактеризовали общую ситуацию с кадрами в российских школах?

- Она устойчива. И это не очень хорошо, потому что люди определенного возраста должны с охотой уходить на пенсию и иметь возможность достойно жить на эту пенсию. А на их место с охотой должны приходить молодые, уверенные, что можно достойно жить на предлагаемую зарплату.

С одной стороны, хорошо и правильно, когда профессия педагога выбирается не из-за зарплаты. Но, с другой стороны, государству, планируя огромные объемы занятости в отрасли и устанавливая зарплаты, все-таки надо учитывать альтернативную стоимость школьных работников. Иначе, случись любая материальная проблема в семье, они могут вынужденно уйти. К тому же работающие в школе видят, как оценивается их труд в сравнении с другими отраслями и профессиями.

Сегодня в школу не стоят в очереди представители дефицитных профессий, и выбор кадров оставляет желать лучшего. Впрочем, есть региональное расслоение: в некоторых субъектах Федерации люди охотно идут работать в школу, так как это гарантирует стабильную зарплату и приемлемое социальное положение.

- Каковы, на Ваш взгляд, недостатки существующей системы повышения квалификации школьных учителей?

- С моей точки зрения, не хватает повышения квалификации под задачи завтрашнего дня. Зато с избытком хватает квалификации под задачи дня вчерашнего. Сегодняшнего дня в подготовке учителей нет - ведь им работать в следующем пятилетнем цикле.

Учителям, по большому счету, не хватает важнейших культурно-технологических навыков, связанных с организацией работы в классе, с тем, как по-разному можно выстраивать освоение материала. Ведь можно в одиннадцатом классе строить работу, как в первом, требуя от детей, чтобы они следили за пальцем учителя и усваивали жесткий алгоритм действий. Не хватает осмысленного планирования разнообразных видов деятельности. Пока мы прекрасно умеем планировать лишь изучение содержательных единиц - понятий, определений, доказательств и проч.

- А что нужно взамен?

- Нужно ставить и решать самые разные, живые, творческие образовательные задачи. А, например, сложившаяся к 1990-м годам академическая традиция изучения литературы, закрепленная в темах сочинений, программах, методиках, часто требует, чтобы программа была пройдена «от и до», важно все, и попробуйте не сбиться на пересказ, на галоп по верхам! Тут прямой риск быть заваленным, похороненным под «содержательными единицами».

Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.  

Екатерина Рылько РИА Новости

Другие записи

12.08.2016. Ректоры не доверяют коллегам: обсуждение предварительных итогов ЕГЭ подвело к грустным выводам
Ректоры подвели первые итоги вступительной кампании. Случилось это на заседании рабочей группы по проведению итоговой аттестации в школах и приема в вузы и ссузы. Главные выводы - ЕГЭ-2009 себя оправдал,…
12.08.2016. Дошкольное образование: доступно или нет?
Родители детей, посещающих негосударственные детские сады, также будут получать денежные компенсации. Исправит ли это сложившуюся ситуацию? Родители, чьи дети посещают негосударственные детские сады,…
12.08.2016. Чему равна «пятерка»?
Поди пойми, как сегодня в школах учеников оценивают. Вот вроде бы система пятибалльная, а единицы почти не ставят. Знакомая учительница призналась, что за свою долгую практику лишь раз влепила нерадивому…
12.08.2016. Первокурсники МГУ не справились с ЕГЭ
С контрольной работой по материалам ЕГЭ, проведенной на мехмате и факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, справились только 40% первокурсников. Как сообщает «Интерфакс», об этом 28 сентября…
12.08.2016. Выпускники одобрили ЕГЭ
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел две волны исследований на тему отношения к ЕГЭ в целевых группах (учителя, выпускники школ и их родители), а также общероссийский опрос, посвященный…