Внимание, ошибка! Топ-5 трудностей в написании сочинения на ЕГЭ

Одна из самых сложных частей ЕГЭ по русскому языку – это третья часть теста, где надо написать сочинение-рассуждение. В нем вы показываете, как умеете красиво и грамотно формулировать свои мысли. Не всем удается это сделать, об этом говорят, к примеру, результаты досрочного ЕГЭ 2015. Мы попытались разобраться в самых распространенных ошибках выпускников и составили список наиболее типичных ошибок в третьей части госэкзамена.

Одна из самых сложных частей ЕГЭ по русскому языку – это третья часть теста, где надо написать сочинение-рассуждение

1. Тема, проблема, идея

Современные школьники читают меньше, чем их ровесники лет пять или шесть назад. На смену книгам приходят гаджеты с круглосуточным доступом в интернет. Оттого и дети стали чаще путаться в таких фундаментальных понятиях понимания текстов, как «тема», «проблема» и «идея». Запоминайте раз и навсегда:

Тема – то, о чем говорится в тексте. Сохраняет свое единство на протяжении всего текста, обеспечивая его целостность. Тема является широким и общим понятием, оно может быть сформулировано буквально парой слов. Тему находят через ключевые слова, эпизоды, поступки или размышления героев (автора), заголовок текста.

Проблема – это вопрос, который автор поднял в тексте. Проблема обязательно требует разрешения, ее нельзя выразить масштабными словами, так как по своему смыслу она значительно уже темы. Иначе говоря, проблема – лишь часть действительности, особенно интересующая автора. В тексте может быть несколько проблем, но тема только одна.

Идея – главный смысл, вытекающий из всего текста. Другими словами, ответ на заявленную автором проблему, или авторская позиция.

2. Позиция автора

Позиция автора, она же идея текста, как правило, доказывается цитированием. И нерадивые ученики зачастую просто до отказа набивают свое сочинение огромными кусками из произведения, без особого смысла и идеи – лишь бы было. Да, автор вряд ли должен писать прямым текстом «я думаю, что проблему надо решать так-то и так-то», но мы же грамотные ученики и сперва сформулируем проблему в виде вопроса, а потом ответим на нее выводами, следующими из текста. Если сложно, думайте: зачем автор написал этот текст? что он хотел сказать?

3. Аргументация своего мнения

Старшеклассники не всегда умеют приводить весомые аргументы. Когда 17-летний выпускник определяет проблему текста как «любовь к природе, к лесу» и пишет «да, я согласен с автором, потому что в детстве мне нравилось ходить в лес» – это по меньшей мере странно.

Откроем секрет: самыми весомыми аргументами являются ссылки на примеры из художественной литературы. Это наиболее безопасные доказательства вашей правоты. Да и экзаменационная комиссия только их и ждет, ведь так вы показываете, что освоили школьную программу.

Но не ошибитесь с аргументацией: доводы должны действительно затрагивать проблему. Так в примере с «любовью к природе» настоящая проблема – «экология», и касался ее Валентин Распутин в «Прощании с Матёрой», а не Тютчев в лирике о природе.

4. Логика

С логикой беда не только у школьников, но и у многих взрослых людей. А смысловая целостность, речевая связность и соблюдение последовательности в изложении своих мыслей – важные атрибуты любого мало-мальски приличного текста. Если у вас путаный текст в сочинении, то, во-первых, меньше шансов, что его поймут, а, во-вторых, больше вероятности в сомнениях в ваших умственных возможностях.

Старайтесь соблюдать структуру и порядок в вашем сочинении. Не перегружайте рассуждение излишней информацией (вроде «Пушкин родился в 1799 году в Москве»), оформляйте каждый аргумент с нового абзаца при помощи, скажем, волшебных вводных слов «во-первых», «во-вторых» и «в-третьих».

5. Словарный запас

Очень распространенная проблема у выпускников – скудный словарный запас. Объяснения, увы, те же, что в первом пункте про тему и проблему. Дети нередко предпочитают чтению классики развлекательные материалы в сети, и в итоге демонстрируют грубейшие речевые ошибки. Порой в таких случаях советуют стремиться к краткости, но, знаете ли, она не всегда сестра таланта. Отрывочные предложения из пары-тройки слов – это за гранью зла в сочинении выпускника: «Автор прав. Мои аргументы из “Евгения Онегина” Пушкина. Любовь может быть жестокой».

Совет: старайтесь соблюдать «золотую середину». Не надо длинных предложений с причастиями и деепричастиями, будто вдохновленными Львом Толстым. Вы – не классик русской литературы. Но и совсем резать мысли, как ножом, не стоит. Подходите к написанию сочинения с точки зрения его понятности и грамотности. Забыли, как правильно пишется слово? Подберите синоним. Сомневаетесь в запятой? Перестройте предложение.

Успехов вам на экзамене!

Другие записи

12.08.2016. ВЦИОМ опубликовал исследование ЕГЭ-2015
Согласно данным компании, 72% преподавателей вузов считают, что первокурсники подтверждают высокие баллы ЕГЭ. А подавляющее большинство учителей 11-х классов (80%) уверены в соответствии школьных знаний…
12.08.2016. Восемь способов справиться с волнением перед экзаменом
Весна – традиционное время подготовки к школьным экзаменам. Очень насыщенная событиями и нервная пора. Как справиться с увеличивающимся по мере приближения даты тестирования стрессом? Ответ прост: нужно…
12.08.2016. Абитуриенты 2015 хотят быть педагогами
А также инженерами, экономистами и юристами. Недавно в Москве состоялась пресс-конференция ректоров столичных вузов, передает РИА «Новости». Она была посвящена закончившейся 7 августа приемной кампании…
12.08.2016. Трудоустройство выпускников скажется на финансировании вузов
Государственное финансирование вузов будет зависеть, в частности, от успешного трудоустройства и работы по специальности их выпускников, заявил Президент РФ Дмитрий Медведев. «Обращаю внимание руководства…
12.08.2016. Литература как духовная скрепа
Уже с этого года московские десятиклассники будут писать сочинение по одной из ста книг, предложенных для внеклассного чтения Владимиром Путиным. В свою очередь, президент к 1 марта поручил правительству…