Пик лета. Идет прием документов в вузы, куда абитуриенты будут
зачисляться по результатам ЕГЭ.
Говорят, в этом году их, абитуриентов, меньше, чем мест в вузах. Вроде надо
радоваться такому режиму благоприятствования для поступающих, но в воздухе
почему-то отчетливо веет профанацией.
В добрые старые времена сперва
ты трудился, чтобы школьный аттестат был не менее 4,6 балла - проходной
уровень. Потом, сдав выпускные экзамены в школе, мчался сдавать экзамены в вуз,
а если недобирал полбалла по истории или английскому - устраивался на работу,
по вечерам занимался в читалке, а на следующее лето опять отправлялся
штурмовать выбранный вуз. Целеустремленность вырабатывалась и характер
закалялся (я знаю людей, которые поступали на седьмой раз) - ого-го какие!
Теперь же наблюдается какое-то
последовательное культивирование инфантильности: весь 11-й класс школьников
натаскивают на ЕГЭ, пишут с ними демонстрационные варианты по разным предметам;
на самом экзамене учителя вовсю шлют ученикам эсэмэски с правильными ответами...
После чего новоиспеченному абитуриенту остается разослать результаты своего ЕГЭ
по вузам и ждать приглашения в студенты. Вот так просто, незатейливо и
обезличенно. И никаких тебе любовей и дружб, вспыхнувших в процессе штурма
высот плечом к плечу (пройти вместе абитуру на какой-нибудь сценарный факультет
ВГИКа было - как побывать вместе в разведке, такое не забывается).
Построенная на тестовости
система ЕГЭ - какая это, к черту, проверка знаний? Чисто угадайка в духе
телепередачи «Кто хочет стать миллионером». И это особенно претит в таком
предмете, как литература. «Где разворачивается действие повести Лермонтова
«Герой нашего времени»? 1) на Кавказе, 2) в Крыму, 3) в Персии, 4) в
Петербурге». «Одной из главных особенностей есенинской поэзии является: 1)
подчеркнутая публицистичность, 2) классическая строгость, 3) песенный лиризм,
4) обличительный пафос». Невооруженным глазом видно, что востребована
поверхностность, а не глубина знаний. Впрочем, в этом году ЕГЭ по литературе,
можно сказать, похорошел - заданий на «выбери правильный ответ и поставь
галочку» не было, зато были вопросы типа: «Кто указал Гриневу путь в буране?»
Кому, спрашивается, понадобилось прививать кроссвордовость мышления молодым -
неужели Министерству образования?
Творческие вузы - особые. Для
поступления в них раньше необходимо было пройти творческий конкурс, состоящий
из нескольких этапов. Сперва человек присылал свои работы по почте: на
режиссерский факультет - режиссерскую экспликацию, в Литературный институт -
прозу или стихи, на факультет журналистики - газетные публикации и т.д. На этом
предварительном этапе происходил основной отсев профнепригодных: из 800
присланных работ «проходили» примерно 100. Авторы их допускались к следующей
ступени - написанию в присутствии экзаменационной комиссии работы на заданную
тему (сценария на сценарном факультете, рецензии на киноведческом и т.д.). К
третьему этапу - собеседованию - оставались действительно лучшие из лучших, и
только после удачного собеседования доходила очередь до сдачи экзаменов по
общим предметам. Их результаты, кстати сказать, были менее важны, чем оценка за
творчество; если у тебя за творчество было пять с плюсом, ты мог быть уверен,
что тебя не то что не завалят на общих предметах - приемная комиссия будет тебя
всячески «тянуть». На актерских факультетах после третьего тура, как правило,
оставалось столько человек, сколько всего набирали на курс. Подобная система
обеспечивала набор действительно одаренной молодежи - люди случайные и
графоманы в процессе творческого конкурса гарантированно отсеивались. И мне
кажется, это справедливо для творческих вузов.
А теперь представьте мое
изумление, когда знакомая с факультета журналистики МГУ поведала, что с этого
года у них нет предварительного творческого конкурса: присылать свои газетные
публикации больше не требуется. Нынче творческий конкурс на факультете
журналистики МГУ заключается в написании сочинения и собеседовании - и только.
Если абитуриент в состоянии написать сочинение - разве это гарантия того, что
он может стать пишущим журналистом? И уже приезжают абитуриенты из провинции,
которые имеют стобалльные результаты по ЕГЭ, но заявления о допуске к экзаменам
пишут с грамматическими ошибками... Кажется, факультет наш превращается в ПТУ,
горестно заключила она.
Такое впечатление, что
одаренность и профессионализм в России больше не нужны, а нужны
поверхностность, нивелировка и липовые баллы. Каких специалистов мы получим
через пять лет? Даже думать не хочется...