Высшее образование: игра на понижение

Пик лета. Идет прием документов в вузы, куда абитуриенты будут зачисляться по результатам ЕГЭ. Говорят, в этом году их, абитуриентов, меньше, чем мест в вузах. Вроде надо радоваться такому режиму благоприятствования для поступающих, но в воздухе почему-то отчетливо веет профанацией.

В добрые старые времена сперва ты трудился, чтобы школьный аттестат был не менее 4,6 балла - проходной уровень. Потом, сдав выпускные экзамены в школе, мчался сдавать экзамены в вуз, а если недобирал полбалла по истории или английскому - устраивался на работу, по вечерам занимался в читалке, а на следующее лето опять отправлялся штурмовать выбранный вуз. Целеустремленность вырабатывалась и характер закалялся (я знаю людей, которые поступали на седьмой раз) - ого-го какие!

Теперь же наблюдается какое-то последовательное культивирование инфантильности: весь 11-й класс школьников натаскивают на ЕГЭ, пишут с ними демонстрационные варианты по разным предметам; на самом экзамене учителя вовсю шлют ученикам эсэмэски с правильными ответами... После чего новоиспеченному абитуриенту остается разослать результаты своего ЕГЭ по вузам и ждать приглашения в студенты. Вот так просто, незатейливо и обезличенно. И никаких тебе любовей и дружб, вспыхнувших в процессе штурма высот плечом к плечу (пройти вместе абитуру на какой-нибудь сценарный факультет ВГИКа было - как побывать вместе в разведке, такое не забывается).

Построенная на тестовости система ЕГЭ - какая это, к черту, проверка знаний? Чисто угадайка в духе телепередачи «Кто хочет стать миллионером». И это особенно претит в таком предмете, как литература. «Где разворачивается действие повести Лермонтова «Герой нашего времени»? 1) на Кавказе, 2) в Крыму, 3) в Персии, 4) в Петербурге». «Одной из главных особенностей есенинской поэзии является: 1) подчеркнутая публицистичность, 2) классическая строгость, 3) песенный лиризм, 4) обличительный пафос». Невооруженным глазом видно, что востребована поверхностность, а не глубина знаний. Впрочем, в этом году ЕГЭ по литературе, можно сказать, похорошел - заданий на «выбери правильный ответ и поставь галочку» не было, зато были вопросы типа: «Кто указал Гриневу путь в буране?» Кому, спрашивается, понадобилось прививать кроссвордовость мышления молодым - неужели Министерству образования?

Творческие вузы - особые. Для поступления в них раньше необходимо было пройти творческий конкурс, состоящий из нескольких этапов. Сперва человек присылал свои работы по почте: на режиссерский факультет - режиссерскую экспликацию, в Литературный институт - прозу или стихи, на факультет журналистики - газетные публикации и т.д. На этом предварительном этапе происходил основной отсев профнепригодных: из 800 присланных работ «проходили» примерно 100. Авторы их допускались к следующей ступени - написанию в присутствии экзаменационной комиссии работы на заданную тему (сценария на сценарном факультете, рецензии на киноведческом и т.д.). К третьему этапу - собеседованию - оставались действительно лучшие из лучших, и только после удачного собеседования доходила очередь до сдачи экзаменов по общим предметам. Их результаты, кстати сказать, были менее важны, чем оценка за творчество; если у тебя за творчество было пять с плюсом, ты мог быть уверен, что тебя не то что не завалят на общих предметах - приемная комиссия будет тебя всячески «тянуть». На актерских факультетах после третьего тура, как правило, оставалось столько человек, сколько всего набирали на курс. Подобная система обеспечивала набор действительно одаренной молодежи - люди случайные и графоманы в процессе творческого конкурса гарантированно отсеивались. И мне кажется, это справедливо для творческих вузов.

А теперь представьте мое изумление, когда знакомая с факультета журналистики МГУ поведала, что с этого года у них нет предварительного творческого конкурса: присылать свои газетные публикации больше не требуется. Нынче творческий конкурс на факультете журналистики МГУ заключается в написании сочинения и собеседовании - и только. Если абитуриент в состоянии написать сочинение - разве это гарантия того, что он может стать пишущим журналистом? И уже приезжают абитуриенты из провинции, которые имеют стобалльные результаты по ЕГЭ, но заявления о допуске к экзаменам пишут с грамматическими ошибками... Кажется, факультет наш превращается в ПТУ, горестно заключила она.

Такое впечатление, что одаренность и профессионализм в России больше не нужны, а нужны поверхностность, нивелировка и липовые баллы. Каких специалистов мы получим через пять лет? Даже думать не хочется...    

Вера Цветкова Независимая газета

Другие записи

12.08.2016. Бакалавр замахнулся на Отелло или как принимают в артисты по новым правилам
25 июля в российских вузах заканчивается прием документов. Но творческие вузы уже отстрелялись. Все ли абитуриенты успели прислать свидетельства с результатами ЕГЭ и с каким баллом нынче берут в артисты?…
12.08.2016. Эксперты: изучение основ религий должно быть добровольным
Преподавание основ религиозной культуры и светской этики в школах позитивно скажется на развитии детей, если будет добровольным, считают опрошенные РИА Новости общественные и культурные деятели. Президент…
12.08.2016. Вузы ограничили возможности ЕГЭ
Некоторые высшие учебные заведения требовали от абитуриентов оригиналы результатов Единого госэкзамена, не позволяя молодым людям одновременно подавать документы во многие вузы, хотя подобная возможность…
12.08.2016. Университеты обменяются потенциалами
МГУ и СПбГУ подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Это значит, что в скором времени студенты смогут слушать курсы двух вузов сразу, а в перспективе даже получить двойные дипломы. Кроме того, московские…
12.08.2016. Кто не успел, тот еще не опоздал: сотрудники приемных комиссий умоляют абитуриентов сдавать подлинники
4 августа закончилась первая волна приема в вузы: опубликованы списки зачисленных. Мало кто из вузов выполнил план набора - абитуриенты не торопятся нести подлинники. "Первым в списке я звонила домой,…