28 июня чиновники пытались подвести предварительные итоги Единого госэкзамена-2013. Почему пытались? Потому что многих цифр в окончательном виде еще нет, выводов – тоже. И это ситуация объективная. Ну вот сказали, что 16 635 выпускников этого года (из 754 776) аттестат не получат, потому как не сдали математику и русский. Но, опять же, кто-то из ребят подал апелляцию, кто-то пересдает испытание в резервный день.
Так и с остальными «плавающими» данными. Секретарь рабочей группы Минобрнауки по обеспечению проведения информационной кампании по ЕГЭ Евгений Семченко говорит, что соответствующие службы разбираются, как в интернет могли попасть некоторые варианты реальных, «боевых» заданий Единого. А депутат Госдумы и бывший зампред Комитета по образованию Владимир Бурматов мне рассказывает, что только по его запросу пару дней назад прокуратура начала проверку по фактам списывания на ЕГЭ. Он же утверждает, что правоохранительные органы и палец о палец не ударяли, пока к ним не поступил депутатский запрос.
– Должно быть официальное обращение, чтобы возбудить дело и начать расследование, – говорит Бурматов. – С ним от Минобрнауки в Генпрокуратуру никто не обращался.
Есть статистика, в каких регионах и на каких экзаменах высокие результаты зашкаливали. Но что стало причиной? Массовые списывания или выдающаяся подготовка по предмету? Тоже нужно выяснять. А по закону за чистоту и честность проведения Единого отвечает сам регион. Так что еще не факт, что наружу прорвется истина, а не версия, удобная для местных властей.
В общем, пока единственный неоспоримый факт вот какой: свои результаты ЕГЭ уже знают все, кто сдавал экзамен. 85 тысяч человек писали только обязательные математику и русский и, значит, в вузы поступать не собираются. Остальные 775 тысяч (сдавали ЕГЭ не только выпускники этого года, но и ребята постарше, кто хотел улучшить свои первоначальные оценки) в июле ломанутся в вузы. А мест бюджетных только около 450 тысяч.
Вопрос дня:
Какие проблемы выявила сдача ЕГЭ в этом году?
Анатолий ВАССЕРМАН, победитель интеллектуальных телеигр:
– ЕГЭ – тупиковая затея. Он пытается решить две разные задачи: оценить работу педагогов и отобрать студентов для вузов. Но если во время езды на машине ты одновременно держишь руль и девушку, и то и другое ты делаешь плохо...
Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики ВШЭ:
– ЕГЭ, к сожалению, переносит ставку с человека мыслящего на человека натасканного. Если мы хотим воспитывать профессионалов очень узкой специализации, ЕГЭ необходим. А если хотим сохранить русскую самость, сохранить людей думающих, то нужны еще какие-то формы сдачи экзаменов.
Юлия НИКОНОВА, выпускница, сдавшая на 100 баллов ЕГЭ по русскому языку, Калининградская область:
– В районных маленьких школах был жесткий контроль, даже в туалет с нами ходили. А в других школах такого сопровождения вообще не было, организация и контроль слабый. В итоге, знаю, списывали, выходили в интернет в туалете. Где же объективность?
Дмитрий ДЕМУШКИН, глава высшего национального совета объединения «Русские»:
– Парни с Кавказа, даже не знающие русский язык, получили – спасибо коррупции – высшие баллы по ЕГЭ. И теперь будут учиться в ведущих вузах страны. Стоит ли удивляться, что уровень высшего образования в России упал дальше некуда?
Роман ВИЛЬФАНД, директор Гидрометцентра России, преподает на кафедре метеорологии и климатологии МГУ:
– Я преподаю 30 лет и не могу сказать, что уровень знаний у выпускников стал ниже. Но в МГУ все-таки, кроме ЕГЭ, есть дополнительные испытания для абитуриентов. Мне кажется правильной старая система экзаменов, она действительно проверяла. А с другой стороны, не случайно же в Европе и США применяют систему, похожую на наш ЕГЭ, – и уровень науки там высок.
Илья ВАРЛАМОВ, блогер:
– ЕГЭ ничего не поменял по сравнению с обычным выпускным экзаменом. Это была и есть первая попытка человека обмануть государство: списать и получить балл повыше.
Павел АСТАХОВ, уполномоченный по правам ребенка в России:
– Слишком много шума и разных спекуляций на тему экзаменов. А нужно просто молчать, чтобы дать детям спокойно сдать.
Анна ЛЬВОВА, мама самарского ученика, которого поймали на ЕГЭ за списыванием:
– Сейчас мне за моего лодыря придется платить штраф 10 тысяч рублей. Вчера об этом школе сообщили. Он, видите ли, сфотографировал задание и выложил в интернет, а мне теперь деньги платить.