25 июня в Московском государственном
университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошла первая Всероссийская
конференция «E-Learning@Россия». Подобные конференции регулярно проводятся в США,
Европе, Азии, Африке и собирают ведущие мировые IT-компании и университеты, занимающиеся
вопросами электронного обучения. В работе российского форума приняли участие более
300 человек, в том числе гости из США, Южной Кореи, Армении, Белоруссии. Организаторами
конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Комитет Госдумы по образованию,
Экспертный совет по электронному обучению и информационным технологиям в образовании
при Государственной Думе Российской Федерации.
Открыла конференцию заместитель председателя Государственной
Думы Светлана Сергеевна Журова. Она акцентировала внимание гостей на проблемах,
которые помогает решить дистанционное образование. Во-первых, это проблема преодоления
расстояния. Новые технологии дают возможность получать образование в самых удаленных
регионах России. К тому же, именно там, особенно в южных республиках, больше всего
детей-инвалидов. Современные информационные технологии помогают им обучаться в дистанционном
режиме. В эпоху беспрецедентного прироста информации необходимы эффективные способы
получения знаний как можно быстрее, и тут e-learning незаменим. Кроме того, он позволяет
гражданам существенно сократить затраты по сравнению с «традиционным» образованием,
которое не всем по карману. Возможность студента учиться самостоятельно развивает
способность самообразовываться в течение всей жизни, чтобы быть востребованным обществом
и рынком труда. Светлана Сергеевна отметила, что сегодня огромное количество информации
ученики черпают из Интернета. Без учителя здесь не обойтись, его роль - структурировать
знания, формировать систему. В то же время, чтобы не отстать от своих учеников,
преподавателю необходимо постоянно самосовершенствоваться и развиваться.
Продолжил тему директор Департамента государственной
политики в области образования Игорь Михайлович Реморенко. Он привел данные исследования
информационной компетентности, проводимого Минобром среди различных участников учебного
процесса. Выводы неутешительны: уровень информационной компетентности учащихся выше,
чем у преподавателей. Эта тенденция, по мнению представителя Министерства, меняет
структуру образовательного пространства: учитель перестает быть носителем знаний
и технологий, а выступает скорее как организатор учебного процесса. Система повышения
квалификации учителей должна формироваться по-иному: передавать чужой опыт бессмысленно,
необходимо переходить к формированию сообществ, внутри которых люди будут учиться
друг у друга, в том числе в области электронного обучения.
Игорь Михайлович определил и другие тенденции развития
отечественного образования. «Педагогикой компетентностей» назвал он современное
положение дел. Преподаватели ориентируются не столько на развитие конкретных знаний,
умений и навыков, сколько на укрупненные компетентности, которые позволяют студентам
анализировать информацию, работать с ней в сложных ситуациях. Тенденция дошкольного
образования - активное развитие внешних сервисов для детей и их родителей: дополнительные
образовательные услуги, консультации, электронные ресурсы, различное интерактивное
оборудование. В школах использование внешних сервисов, блогов, форумов становится
обычной практикой. Ожидается внедрение автоматизации процессов управления, электронных
журналов, баз данных. По оценке Игоря Михайловича, за последние 4 года количество
ребят, обучающихся заочно в школах и получающих, как правило, профильное образование,
выросло в 5 раз. В профессиональном образовании информационные технологии входят
во все направления подготовки, активно используются тренажеры, имитационные системы,
виртуальные среды - все то, что имитирует конкретную профессиональную деятельность.
При этом, образовательные программы потребуют обновления не реже раза в год. Работа
вуза по использованию электронных образовательных ресурсов должна быть максимально
усилена, - считает г-н Реморенко. Расширение коммуникационных каналов ведет нас
к возникновению «дистанционной контактной педагогики». В кризисный и посткризисный
периоды актуальной является проблема непрерывного образования и его трансформации
с учетом развития e-learning. Здесь мы по многим показателям отстаем от Европы.
Опрос с участием людей от 25 до 55 лет показал: дополнительное образование в нашей
стране получает 8% граждан, в Европейском союзе - 17%. Самообразованием в России
занимается 17,4% населения, в ЕС - 32,5%. Нарастить темпы развития этих секторов
помогут вузы и технологии электронного обучения.
Этому был посвящен доклад научного руководителя МЭСИ,
президента Международного консорциума «Электронный университет» Владимира Павловича
Тихомирова. Он рассказал, что в МЭСИ создана глобальная электронная система обучения
(ГЭСО). Здесь каждое образовательное учреждение может создать свой персональный
сайт для организации учебного процесса в электронной среде. При этом инвестиций
в программное и аппаратное обеспечение не требуется. МЭСИ предлагает себя в роли
центра помощи университетам в продвижении e-learning. В Университете уже функционирует
10-уровневая модель электронного обучения, включающая логический уровень, программное
обеспечение, систему управления, систему мотивации и т.д. По словам Владимира Павловича,
e-learning дает возможность университетам интегрировать вокруг себя множество других
учебных заведений, входить в международные образовательные сети. Все это позволяет
вузу стать центром электронного обучения в регионе, инновационным научно-образовательным
комплексом и эффективно работать в условиях информационного общества.
О развитии нормативно-правовой базы электронного обучения
в России говорил на конференции заместитель председателя Комитета по образованию
ГД РФ Олег Николаевич Смолин. Сегодня законодательство находится фактически на стадии
2002 года. По разным рейтингам электронного обучения, Россия занимает 70-80-е
места в мире. В числе лидеров - Южная Корея. Там были приняты законы об электронном
обучении, об индустрии электронного обучения и об индустрии знаний.
Об этом и многом другом рассказал профессор корейского
Университета Сунгьюнкван Дэ Джун Хван. В стране поддерживают e-learning на государственном
уровне, и это позволило реализовать проект e-Cаmpus 2007, систему обучения для начальной
и средней школы Cyber Home. u-Learning (всеобъемлющее, всепроникающее обучение)
утвержден как приоритетный национальный проект вместе с u-Healthcare и u-City. Е-learning
ознаменовал переход к u-Society, всеобъемлющему обществу, где взаимосвязаны люди
и технологии. Бизнес e-learning трансформировался в многообещающий знаниевый бизнес,
который ежегодно растет на 8,2%. Общий бюджет e-learning в государственном секторе
составил в 2008 году $167 млн, в корпоративном - $812 млн. Сегодня в Корее на основе
закона о высшем образовании и закона о непрерывном образовании работают 18 виртуальных
университетов. 77,5% «традиционных» университетов используют e-learning. В связи
с изменением web-инструментария появляются системы нового поколения - e-learning
2.0.
Такая же ситуация в США. Здесь в процессе обучения
активно используют вики, блоги, социальные сети, интерактивные обучающие инструменты:
видеоконференции, streaming видео. Профессора Университета штата Аляска Наталья
и Виктор Зингер рассказали, что в Америке многим студентам при поступлении выдают
КПК, в котором уже содержится вся полезная информация, учебные материалы, расписание.
E-learning в стране не противопоставляется «традиционному» обучению и не требует
специальной нормативной базы - преподаватель вправе выбирать форму обучения самостоятельно.
По мнению американских коллег, e-learning создает условия и предпосылки для непрерывного
образования и ведет к уникальному прорыву - высшей эффективности образования.
Опыт развитых и развивающихся стран показывает: если
Россия не пойдет тем же путем, мы отстанем не только в области образования, но и
в области современных высоких технологий. Во избежание этого, по мнению участников
конференции, необходимо в первую очередь внесение изменений в законодательство.
Важным представляется создание национальной электронной системы опережающего обучения.
E-learning требует разработки и внедрения критериев оценки качества. Необходимо
выделить в отдельную группу вузы, использующие электронные технологии, и дополнительно
лицензировать этим вузам программы трансграничного образования. Стандарты третьего
поколения для педагогических специальностей должны включить требования по использованию
технологий и методик электронного обучения. Об этом, подводя итоги, говорили участники
форума.
С материалами конференции Вы можете ознакомиться на сайте
www.q-conf.mesi.ru