25 июня в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «E-Learning@Россия»

25 июня в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошла первая Всероссийская конференция «E-Learning@Россия». Подобные конференции регулярно проводятся в США, Европе, Азии, Африке и собирают ведущие мировые IT-компании и университеты, занимающиеся вопросами электронного обучения. В работе российского форума приняли участие более 300 человек, в том числе гости из США, Южной Кореи, Армении, Белоруссии. Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Комитет Госдумы по образованию, Экспертный совет по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при Государственной Думе Российской Федерации.

Открыла конференцию заместитель председателя Государственной Думы Светлана Сергеевна Журова. Она акцентировала внимание гостей на проблемах, которые помогает решить дистанционное образование. Во-первых, это проблема преодоления расстояния. Новые технологии дают возможность получать образование в самых удаленных регионах России. К тому же, именно там, особенно в южных республиках, больше всего детей-инвалидов. Современные информационные технологии помогают им обучаться в дистанционном режиме. В эпоху беспрецедентного прироста информации необходимы эффективные способы получения знаний как можно быстрее, и тут e-learning незаменим. Кроме того, он позволяет гражданам существенно сократить затраты по сравнению с «традиционным» образованием, которое не всем по карману. Возможность студента учиться самостоятельно развивает способность самообразовываться в течение всей жизни, чтобы быть востребованным обществом и рынком труда. Светлана Сергеевна отметила, что сегодня огромное количество информации ученики черпают из Интернета. Без учителя здесь не обойтись, его роль - структурировать знания, формировать систему. В то же время, чтобы не отстать от своих учеников, преподавателю необходимо постоянно самосовершенствоваться и развиваться.

Продолжил тему директор Департамента государственной политики в области образования Игорь Михайлович Реморенко. Он привел данные исследования информационной компетентности, проводимого Минобром среди различных участников учебного процесса. Выводы неутешительны: уровень информационной компетентности учащихся выше, чем у преподавателей. Эта тенденция, по мнению представителя Министерства, меняет структуру образовательного пространства: учитель перестает быть носителем знаний и технологий, а выступает скорее как организатор учебного процесса. Система повышения квалификации учителей должна формироваться по-иному: передавать чужой опыт бессмысленно, необходимо переходить к формированию сообществ, внутри которых люди будут учиться друг у друга, в том числе в области электронного обучения.

Игорь Михайлович определил и другие тенденции развития отечественного образования. «Педагогикой компетентностей» назвал он современное положение дел. Преподаватели ориентируются не столько на развитие конкретных знаний, умений и навыков, сколько на укрупненные компетентности, которые позволяют студентам анализировать информацию, работать с ней в сложных ситуациях. Тенденция дошкольного образования - активное развитие внешних сервисов для детей и их родителей: дополнительные образовательные услуги, консультации, электронные ресурсы, различное интерактивное оборудование. В школах использование внешних сервисов, блогов, форумов становится обычной практикой. Ожидается внедрение автоматизации процессов управления, электронных журналов, баз данных. По оценке Игоря Михайловича, за последние 4 года количество ребят, обучающихся заочно в школах и получающих, как правило, профильное образование, выросло в 5 раз. В профессиональном образовании информационные технологии входят во все направления подготовки, активно используются тренажеры, имитационные системы, виртуальные среды - все то, что имитирует конкретную профессиональную деятельность. При этом, образовательные программы потребуют обновления не реже раза в год. Работа вуза по использованию электронных образовательных ресурсов должна быть максимально усилена, - считает г-н Реморенко. Расширение коммуникационных каналов ведет нас к возникновению «дистанционной контактной педагогики». В кризисный и посткризисный периоды актуальной является проблема непрерывного образования и его трансформации с учетом развития e-learning. Здесь мы по многим показателям отстаем от Европы. Опрос с участием людей от 25 до 55 лет показал: дополнительное образование в нашей стране получает 8% граждан, в Европейском союзе - 17%. Самообразованием в России занимается 17,4% населения, в ЕС - 32,5%. Нарастить темпы развития этих секторов помогут вузы и технологии электронного обучения.

Этому был посвящен доклад научного руководителя МЭСИ, президента Международного консорциума «Электронный университет» Владимира Павловича Тихомирова. Он рассказал, что в МЭСИ создана глобальная электронная система обучения (ГЭСО). Здесь каждое образовательное учреждение может создать свой персональный сайт для организации учебного процесса в электронной среде. При этом инвестиций в программное и аппаратное обеспечение не требуется. МЭСИ предлагает себя в роли центра помощи университетам в продвижении e-learning. В Университете уже функционирует 10-уровневая модель электронного обучения, включающая логический уровень, программное обеспечение, систему управления, систему мотивации и т.д. По словам Владимира Павловича, e-learning дает возможность университетам интегрировать вокруг себя множество других учебных заведений, входить в международные образовательные сети. Все это позволяет вузу стать центром электронного обучения в регионе, инновационным научно-образовательным комплексом и эффективно работать в условиях информационного общества.

О развитии нормативно-правовой базы электронного обучения в России говорил на конференции заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ Олег Николаевич Смолин. Сегодня законодательство находится фактически на стадии 2002 года. По разным рейтингам электронного обучения, Россия занимает 70-80-е места в мире. В числе лидеров - Южная Корея. Там были приняты законы об электронном обучении, об индустрии электронного обучения и об индустрии знаний.

Об этом и многом другом рассказал профессор корейского Университета Сунгьюнкван Дэ Джун Хван. В стране поддерживают e-learning на государственном уровне, и это позволило реализовать проект e-Cаmpus 2007, систему обучения для начальной и средней школы Cyber Home. u-Learning (всеобъемлющее, всепроникающее обучение) утвержден как приоритетный национальный проект вместе с u-Healthcare и u-City. Е-learning ознаменовал переход к u-Society, всеобъемлющему обществу, где взаимосвязаны люди и технологии. Бизнес e-learning трансформировался в многообещающий знаниевый бизнес, который ежегодно растет на 8,2%. Общий бюджет e-learning в государственном секторе составил в 2008 году $167 млн, в корпоративном - $812 млн. Сегодня в Корее на основе закона о высшем образовании и закона о непрерывном образовании работают 18 виртуальных университетов. 77,5% «традиционных» университетов используют e-learning. В связи с изменением web-инструментария появляются системы нового поколения - e-learning 2.0.

Такая же ситуация в США. Здесь в процессе обучения активно используют вики, блоги, социальные сети, интерактивные обучающие инструменты: видеоконференции, streaming видео. Профессора Университета штата Аляска Наталья и Виктор Зингер рассказали, что в Америке многим студентам при поступлении выдают КПК, в котором уже содержится вся полезная информация, учебные материалы, расписание. E-learning в стране не противопоставляется «традиционному» обучению и не требует специальной нормативной базы - преподаватель вправе выбирать форму обучения самостоятельно. По мнению американских коллег, e-learning создает условия и предпосылки для непрерывного образования и ведет к уникальному прорыву - высшей эффективности образования.

Опыт развитых и развивающихся стран показывает: если Россия не пойдет тем же путем, мы отстанем не только в области образования, но и в области современных высоких технологий. Во избежание этого, по мнению участников конференции, необходимо в первую очередь внесение изменений в законодательство. Важным представляется создание национальной электронной системы опережающего обучения. E-learning требует разработки и внедрения критериев оценки качества. Необходимо выделить в отдельную группу вузы, использующие электронные технологии, и дополнительно лицензировать этим вузам программы трансграничного образования. Стандарты третьего поколения для педагогических специальностей должны включить требования по использованию технологий и методик электронного обучения. Об этом, подводя итоги, говорили участники форума.

С материалами конференции Вы можете ознакомиться на сайте
www.q-conf.mesi.ru

Другие записи

12.08.2016. Дополнительные сроки для сдачи ЕГЭ с 7 по 17 июля
7 июля началась сдача ЕГЭ в дополнительные сроки. Для всех 14 предметов составлено следующее расписание: 7 июля (вторник) - русский язык, химия, информатика и ИКТ 10 июля (пятница) - математика,…
12.08.2016. МАИ на НТТМ-2009: оригинальность идей – визитная карточка МАИ
24-27 июня прошла IX Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи - НТТМ-2009. В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие: министр спорта, туризма и молодежной политики…
12.08.2016. МГТУ им. Н.Э. Баумана сможет устанавливать образовательные стандарты
Московский государственный технический университет имени Баумана получил право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования для своих образовательных программ, говорится в указе…
12.08.2016. Уникальная география
  Географы работают в самых разных местах, но далеко не всегда по специальности. Среди выпускников географического факультета много известных телеведущих, актеров, политиков, режиссеров, писателей. Например,…
12.08.2016. Самые простые задачи не решили треть школьников
  Как организаторы ЕГЭ в столице в этом году отлавливают тех, кто списывает из интернета, почему треть выпускников на пробном экзамене по математике не смогла решить простейшие задачи и как правильно…