Российский союз ректоров обнародовал результаты первого национального рейтинга бизнес-партнеров вузов. Оказалось, что в среднем каждый российский вуз в 2010 году получит по всем направлениям сотрудничества с бизнесом около 122 млн руб. (по сравнению с 2009 годом сумма выросла на 5%). Причем выяснилось, что бизнес лучше всего поддерживает технические вузы, средний объем финансовой поддержки которых в 2010 году составит 200 млн руб. Средний гуманитарный вуз получит от бизнеса 33 млн руб., а классический университет – 76 млн руб.
Комментарии экспертов
Березин Борис Иванович, заместитель декана по учебной работе
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет Вычислительной математики и кибернетики
То, что поддержка бизнесом классического университета меньше объема поддержки технического вуза, достаточно понятно, – как правило, каждый технический вуз связан с какой-то конкретной отраслью экономики, направлением бизнеса, в то время как классический университет готовит специалистов для науки, а не для отдельного экономического сектора. Если, к примеру, Московский авиационный институт поддерживают авиационные предприятия и связанные с ними, Московский энергетический институт – предприятия энергетической отрасли, то бизнес-партнерами Московского государственного университета прежде всего являются компании, заинтересованные в научных разработках. К сожалению, перечень таких компаний невелик.
Меньший объем поддержки бизнесом гуманитарных вузов по сравнению с техническими, вероятно, главным образом связан с более скромными доходами компаний, выделяющих средства для гуманитарных вузов, по отношению к спонсорам технических вузов.
Факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова располагает достаточно большим числом бизнес-партнеров, среди которых, в частности, Microsoft и его отделение Microsoft Research в Кембридже, Intel, IBM, Samsung, «КонсультантПлюс», «Гарант», Лаборатория Касперского и другие. Существенную поддержку факультету оказывают компании, в которых руководителями являются его бывшие ученики и выпускники.
Финансовая поддержка факультета со стороны бизнеса преимущественно адресована научным разработкам, интерес к которым не снизился даже в период мирового финансового кризиса. При этом инвестиции в развитие факультета остаются незначительными – такого, чтобы бизнес принес деньги и сказал: «Вот вам, ребята, на развитие», – к сожалению, пока нет.