- Владимир Дмитриевич, расскажите, какие новые специальности появляются в последние годы на образовательном рынке и какие из них становятся популярными?
- В целом сегодня мы наблюдаем переход высшей школы от одноуровневой модели (специальности обучения) к двухуровневой (направления подготовки). Поэтому можно сказать, что во всех университетах страны сейчас идет существенная перестройка с номенклатуры специальностей к номенклатуре направлений подготовки. И они не всегда однозначно совпадают. Поэтому система находится в динамике, что обуславливает постоянное появление новых направлений подготовки.
Что касается МГГУ, то исторически он был педагогическим вузом. Затем в 1990-е годы мы стали расширяться за счет гуманитарной группы специальностей (юриспруденция, журналистика и др.), а также появились специальности так называемой «креативной индустрии» - искусство, дизайн и художественное творчество. Кроме того, мы стали предлагать специальности естественно-научной группы, из которых особенно выделяется экология.
В последние годы по вполне объяснимым причинам в нашем университете самый большой спрос был на специальности «юриспруденция», «журналистика», «переводческое дело». Но последняя приемная кампания показывает несколько другие тенденции. Видимо, рынок уже насытился популярными специальностями (например, юристы, экономисты и т. д.). На них спрос еще остается по инерции, но за этим уже прослеживаются новые тенденции, на которые также повлиял и кризис. Молодые люди все чаще задают себе вопрос о каком-то конкретном виде деятельности, который сможет их прокормить. До этого часто вопрос образования решался на основе интуитивных представлений о престижности профессии. Люди не спрашивали себя, насколько легко найти работу по профессии, где можно устроиться и сколько они будут получать. Но теперь жизнь заставляет более внимательно относиться к выбору образования.
Кроме того, хочу отметить, что постепенно возобновляется интерес к педагогическим специальностям. Не ко всем, конечно, но известно, например, что в Москве в последнее время увеличили заработную плату в дошкольных учреждениях. Мы это почувствовали — на направление «Педагогика дошкольного образования» сразу появился определенный спрос. Поступательно развивается такое направление, как экология. Абитуриентам приходит осознание, что это не просто дань моде. С каждым годом набирает обороты рынок экологических услуг, и в будущем экологическое обоснование будет становиться все более востребованным видом деятельности. Кроме того, отношение людей к экологическим проблемам в России меняется — экология становится значимым фактором, который нельзя не учитывать в производственной деятельности.
В последние годы у нас очень интенсивно развивается художественная группа специальностей – чувствуется повышение интереса. Видимо, это связано с тем, что рынок услуг в этой сфере более или менее формируется. Например, абитуриентам стала интересна звукорежиссура. В Москве «креативная индустрия» особенно востребована. На это направление к нам идут охотно даже иностранные студенты.
Необходимо отметить интересный факт. Самый высокий формальный конкурс у нас был на те же специальности, что и всегда: иностранный язык, юристы, переводчики и т. д. (до 100 человек на место). Но когда время подошло к принятию окончательного решения, выяснилось, что в реальности по сравнению с прошлым годом на эти специальности количество желающих сильно упало. А вот на те группы, которые я называл выше (в том числе педагогические) — хотя изначально количество поданных заявлений было намного ниже, абитуриенты выбрали именно их. Это говорит об осознанном выборе данных специальностей.
- Как вы относитесь к переходу на систему бакалавриата и магистратуры?
- В целом положительно. Это делает систему образования более гибкой. Мы сейчас видим, что большинство людей получает высшее образование дважды. После школы выбор вуза часто определяется факторами, не связанными с будущей профессиональной деятельностью. В силу того, что наши школьники раньше, чем школьники других стран, заканчивают школу (в 16-17 лет), они, как правило, не слишком осознанно выбирая специальность. Они просто идут в вуз, более или менее ориентируясь на свой интерес в каких-то областях знаний. Затем, закончив вуз, они начинают пытаться трудоустроиться, задумываются о профессиональной карьере. И вот тут им требуется получение второго высшего образования — либо дополнять свое базовое высшее, либо вообще по другой специальности.
Если посмотреть на это с точки зрения затрат сил и ресурсов, то это очень нерационально. Часто во время второго высшего образования студент проходит те же самые предметы, что и во время первого, в результате чего теряется масса времени, его денег и денег государственных и т. д.
Бакалавриат и магистратура помогают эту ситуацию отчасти выправить. Отучившись 4 года после бакалавриата студенты обычно утраиваются на работу, определяются с профессиональными интересами, и только затем выбирают магистратуру.
Кроме того, на эту систему переходит весь Евросоюз. Такая же система работает во всех бывших колониальных странах. Это просто единая система образования – «единый язык». Если мы хотим работать на мировом рынке образовательных услуг, мы должны говорить на этом языке и быть более гибкими. Тогда к нам поедет учиться намного больше иностранцев.
- Но ведь тогда придется переводить наше образование на английский язык?
- Не обязательно. По мере того, как будет расти экономика России и привлекательность нашей страны для работы, учебы и жизни, будет расти и интерес к нашему образованию. Иностранцы будут стремиться выучить русский язык. Кроме того, в целом у нас цены на образование ниже, чем на Западе, что также является конкурентным преимуществом.
- Как относятся к переходу на систему «бакалавриат — магистратура» российские работодатели — частные и государственные компании?
- Тем компаниям, которые работают неэффективно (сюда, к сожалению, относится и система государственного управления), не важен уровень образования сотрудников. Они будут работать с теми, кто есть. Если же говорить о развитых и эффективных компаниях, то их не устраивает и пятилетнее образование. Это общая проблема. Разрыв между образованием и бизнесом есть, и он по большей части не зависит от того, сколько лет учится человек.
Кроме того, как заметил недавно министр образования А. А. Фурсенко, во всем образовании в мире наблюдается прогресс. То, чему раньше учили 10 лет, сегодня учат за 9. Я с этим согласен. Новые методы образования, новые технологии позволяют сокращать сроки обучения без потери качества. К сожалению, у нас часто за негативными разговорами о переходе на новую систему на самом деле стоит нежелание работать и что-то менять.