В 1949 году ректором Московского государственного университета был назначен академик А.Н. Несмеянов. В том же году его пригласил к себе на беседу Сталин и поинтересовался, что необходимо сделать для развития университета. Несмеянов ответил, что нужно строить новый университет – только там может дальше развиваться наука. –Без этого мы не поднимем страну после войны», – сказал академик.
Сталин поручил Берии помочь Несмеянову и сыну Жданова (тоже выпускнику химического факультета) в поиске места для университета. Берия привез их во Внуково, где и предложил строить новые здания. Несмеянов промолчал, не стал возражать, но вернувшись в Кремль, добился аудиенции у Сталина. «Ну как, выбрали площадку для строительства?» – спросил Иосиф Виссарионович. Несмеянов ответил: «Странное представление у товарища Берии о Московском университете. Всю свою историю он был рядом с властью, рядом с Кремлем – и первое здание, где сейчас Исторический музей, и второе, на Моховой. Университет – не просто центр образования и науки, но и центр культуры и искусства». «У вас есть какие-то предложения?» – спросил Сталин. Тогда Несмеянов напомнил, что несколько лет назад обсуждалась возможность строительства нового здания Университета, и тогда рассматривалась площадка на Ленинских горах. Оказалось, что там уже строится одна из высоток Москвы – гостиница. Пригласили архитектора этой высотки, и Сталин попросил его переоборудовать проект под Университет. Новое здание было построено за 4 года – это невероятно быстро для такого масштабного строительства.
«Как рассказывал Несмеянов, когда в 1953 году заканчивали строительство, Сталин решил посмотреть, что же получается, – вспоминает декан химического факультета Валерий Васильевич Лунин. – Объехали все 130 га территории МГУ. Когда подошли к главному входу, Сталин попытался открыть дверь, но она оказалась очень тяжелой: «Товарищ Несмеянов, почему такая тяжелая дверь?» Тот ответил: «Товарищ Сталин, вот когда профессор, придя в Университет, не сможет открыть дверь – значит, ему пора на пенсию». «Тогда я туда не пойду», – сказал Сталин, сел в машину и уехал». Через несколько месяцев он умер.
В 1953 году состоялся переезд химического факультета в новое здание на Ленинских горах. Главная аудитория химфака носит имя Николая Дмитриевича Зелинского, одного из основоположников органического катализа и нефтехимии.