Насибян Седа Саркисовна, д.э.н., декан факультета финансов и банковского дела Академии при Президенте РФ
– Какие вы видите вызовы современному финансовому образованию и какие ключевые факторы определяют вектор образовательных программ для специалистов финансового рынка?
– Финансовая профессия претерпевает существенные изменения под воздействием четвертой промышленной революции, обусловившей цифровизацию различных сфер нашей жизни. Использование статистических приемов сбора, обработки и систематизации данных, традиционных методов составления электронных таблиц или использование Business Intelligence недостаточно будет для составления успешных прогнозов. Рост объема информации и потребность в анализе больших данных Big Data обусловили переход на машинное обучение. Это серьезный вызов современному образованию, в том числе, финансовому. Сегодня уже определены и утверждены Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) ключевые цифровые компетенции.
Несмотря на полезность цифровых систем внедрение новых технологий связано с рисками, сложностью, ответственностью за принятие решений, выбора бизнес-стратегии развития. Возросла потребность в риск-менеджерах. Необходимым условием минимизации рисков становится установление между участниками партнерских соглашений по ресурсному обеспечению новых экосистем, формированию новых стандартов и норм, новых методов работ. От способности финансистов принимать решения об инвестициях в технологии, выбора платформ, адаптации организационных структур к новым условиям, обеспечения безопасности будет зависеть доверие к инновациям.
– Какие специалисты с какими компетенциями будут востребованы?
– Уже в ближайшем трансформационном периоде многие профессии окажутся невостребованы. В изменяющихся условиях возрастает роль системного лидерства, включающего инновации по трем направлениям: технологического, управленческого и лидерства в формировании ценностей. Все три направления основаны на цифровых системах, а значит, использовании математики, криптографии, компьютерных технологий, теории игр, более глубокие знания в финансовой инженерии с опорой на математическую статистику, программирование и машинную обработку, умение работать с Big Data. Любая инновация, основанная на общечеловеческих ценностях, заслуживает внимания. Любая новая образовательная программа должна соответствовать принципам глобальной этики.
Такая трансформация мировоззрения происходит в мире. Подтверждением тому являются: принятие на глобальном уровне этических принципов предпринимательства и ответственного лидерства. Степень доверия к бизнесу, его репутационный актив возрастает с предоставлением заинтересованным лицам интегрированной корпоративной отчетности, раскрывающей результаты финансовых и нефинансовых показателей, социально-ориентированную направленность политики компании.
Очевидно, что от создания условий и стимулов для разработки и реализации инновационных стратегий, проведения политики социально-ответственного инвестирования, формирования новых бизнес-моделей создания новых продуктов и новых услуг, обучения персонала для внедрения инноваций будет зависеть устойчивое развитие бизнеса, его деловая репутация, успех и доверие.
– Очень активно в обществе обсуждается вопрос соответствия выпускников ожиданиям работодателей. Хотелось бы обратить внимание и на то, что ожидания молодежи тоже меняются. Как гармонизировать ожидания тех и других?
– Сегодня тон развитию образовательных программ задает и молодежь нового поколения – поколения Y и Z, для которых наивысшей ценностью стала скорость изменений (5 лет и 2 года соответственно). Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных Deloitte в 36 странах, в том числе в России. Действительно возросли требования не только работодателей к выпускникам, но и ожидания последних от работодателей. Это тоже вызов образованию, требующий в условиях динамичных изменений синхронизацию программ обучения для взрослых и молодежи.
Работа с молодежью нового поколения – поколения Y и Z показывает, что необходимым условием становится трансформация мировоззрения участников образовательного процесса: научных и бизнес-экспертов, консультантов, аналитиков, работодателей, преподавателей.
– Как на практике коллектив факультета финансов и банковского дела решает эту задачу – синхронизации программ обучения для взрослых и молодежи?
– В структуре факультета создан Центр развития финансовых квалификаций и компетенций. Деятельность центра направлена на разработку и внедрение программ развития компетенций, которые в качестве дополнительных опций предлагаются обучающимся –бакалаврам, магистрам. И что очень ценно, ведется подготовка к сертификационным экзаменам в независимых международных и национальных центрах оценки квалификаций. Наличие сертификата подтверждает качество выпускника, повышает его конкурентоспособность. В случаях, когда выпускник планирует перейти на другую должность, как в своей, так и другой организации он выбирает программу подготовки (например, финансового аналитика, финансового консультанта, внутреннего аудитора, риск-менеджера и др.), сдает в ЦОК сертификационные экзамены, после успешной сдачи экзамена получает сертификат и может принять участие в конкурсе на занятие соответствующей должности.
Инструмент сертификации используется на факультете при подготовке финансистов начиная с 2013–2014 учебного года, когда мы стали участником Программы академического альянса с Microsoft (Microsoft Dynamics Academic Alliance – DynAA). Факультету был присвоен статус Premier Member, представители кафедр вошли в состав экспертного совета Microsoft Academic Alliance для Европы, Ближнего Востока и Африки и получили право консультировать компании Microsoft в целях совершенствования проекта DynAA, а в июле 2013 г. факультет принял участие в пилотном проекте сертификации Microsoft. С тех пор студенты, успешно прошедшие сертификационные экзамены, получают признаваемый документ, подтверждающий владение компетенциями в области использования современных IT-технологий.
– Какие программы развития для взрослых предлагает факультет?
– Спектр программ дополнительного образования для взрослых весьма широк: от краткосрочных программ повышения квалификации до программ, по результатам успешного завершения которых присуждается дополнительная квалификация.
Факультет в своей деятельности руководствуется принципом непрерывного образования и ежегодно обновляет каталог обучающих программ. Под воздействием новых тенденций на образовательном рынке доминирующим станет принцип непрерывности образования с активизацией в обществе понимания самообучения, самотрансформации. Этому способствует развитие онлайн-обучения, интерес к которому возрастает. Результаты социологического опроса, проведенного в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая среда в РФ», показали позитивное отношение 87% студентов, внедрение онлайн-курсов поддерживают 80% преподавателей, 73% работодателей.
– Возвращаясь к вопросу о новых компетенциях в условиях цифровой трансформации практически во всех сферах экономики: можно ли назвать тренды в финансовом образовании?
–Темпы цифровой трансформации государственного, корпоративного и финансового секторов требуют ускорения разработки и согласования профессиональных и образовательных стандартов. В настоящее время модернизация обучающих программ с одной стороны, а также разработка принципиально новых образовательных программ с обязательным внедрением учебных модулей подготовки к последующей сертификации также ведется в этом направлении в Президентской Академии уже не первый год.
Четвертая промышленная революция очертила круг цифровых компетенций, основанных на четырех основополагающих принципах: техническая осуществимость, экологическая устойчивость, социальная приемлемость и предпочтительность для человека. Востребованными будут интеграторы знаний, владеющие компетенциями в области современных методов управления проектами (agile), организации творческой работы (дизайн-мышление), модернизации деятельности HR-менеджмента, этики и ответственных инноваций. Процесс развития цифровых компетенций ускоряется, а значит, работа по непрерывному обучению увеличивается. В связи с обозначенным ускорением в процессе обучения факультет предлагает студентам новые краткосрочные программы обучения. Ежемесячно на факультете ведутся мастер-классы ведущих и широко известных отечественных и зарубежных научных и бизнес-экспертов по одной из самых актуальных тем – блокчейн-технологиям. Это высоко ценят студенты. В настоящее время на факультете разработана учебная версия блокчейн-технологии для финансовых организаций. В ближайшее время начнем подготовку специалистов.
– О каких еще новых компетенциях, необходимых современному финансисту, можно говорить сегодня? На чем основаны инновационные образовательные программы?
– Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что финансист в ближайшей перспективе становится интегратором знаний. Исследованиями профессиональных международных и национальных ассоциаций по развитию финансовых специальностей установлено, что в уже ближайшей перспективе к 2020 году:
– востребованными будут финансисты, обладающие компетенциями в семи областях – предметных знаний (TEQ), опыта (XQ), интеллекта (IQ), знание цифровых технологий (DQ), креативности (CQ), эмоционального интеллекта (EQ), концептуального видения (VQ). Сочетание этих компетенций будет определяться конкретной специализацией, отражать организацию, отрасль, регион;
– финансистам, бухгалтерам и аудиторам, применяющим стандарты МСФО (IFRS 9) потребуется глубокое понимание финансовой математики, использование математических методов и моделей.
Новые программы основаны на результатах исследований НИР фундаментального и прикладного характера.