Результаты опроса, проведенного на сайте www.examen.ru, показали, что двумя главными трудностями получения образования за рубежом для российских абитуриентов являются высокая стоимость обучения и языковой барьер. По мнению же экспертов образовательного рынка, хорошо зная иностранный язык (а лучше несколько), за рубежом можно получить отличное образование за небольшие деньги.
Как показали результаты опроса, проведенного на сайте examen.ru, около половины респондентов (41,4%) считают основной трудностью получения образования за рубежом высокую стоимость обучения. Для трети опрошенных посетителей сайта (31,9%) препятствием к этому является языковой барьер. Кроме того, по мнению 17,2% респондентов, на перспективы обучения за рубежом негативное влияние оказывает высокая стоимость жизни в другой стране. Менее популярными причинами, обусловливающими в сознании респондентов трудности получения образования за рубежом, являются бытовые и коммуникативные трудности (трудности адаптации) и невозможность применить полученные за рубежом знания в России – так ответили 4,4 и 5,1% соответственно.
Языковой барьер | 31,90% |
Высокая стоимость обучения | 41,40% |
Высокая стоимость жизни в другой стране | 17,20% |
Бытовые и коммуникативные трудности (трудности адаптации) | 4,40% |
Невозможность применить полученные за рубежом знания в России | 5,10% |
Комментарии экспертов:
Джеффри Лен Локшин, заместитель директора Международного института экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ)
Я предполагаю, что речь идет о высшем образовании, конкретнее – о бакалавриате. Мне кажется, что некоторые основные проблемы обозначены: деньги и язык. Те респонденты, которые отметили высокую стоимость обучения как основную проблему, скорее всего рассматривают обучение в США или Англии. В континентальной Европе вполне приличное образование можно получить зачастую за весьма символическую плату – но обучение вряд ли будет происходить на английском языке. Впрочем, обучение и на английском языке может представлять собой серьезную проблему для первокурсников. Как бы то ни было, в крупных городах есть много различных вариантов хорошо выучить английский или, скажем, немецкий или французский. Можно было бы выучить финский язык и учиться в Швеции или Финляндии за каких-то несколько сотен евро в год, да вот шведскому или финскому практически нигде и не учат...
У студентов, молодых юношей и девушек, много энергии, они открыты новым впечатлениям и вызовам и часто приветствуют их; я не удивлен, что «трудности адаптации» никого сильно не пугают.
Трудности применить знания в России также не трактуются как особенно важные, хотя здесь есть о чем подумать: экономика России не является диверсифицированной, не является инновационной и вряд ли она станет таковой в обозримом будущем. Может быть, респонденты действительно не считают эту проблему значимой, а потенциальные трудности, которые могут возникнуть через несколько лет, не кажутся такими важными, как более непосредственный вопрос «как вообще поступить и учиться успешно?».
Я бы добавил к предложенным ответам еще ряд проблем. Например, получить хорошее образование за рубежом (а не третьесортное, рассчитанное на платежеспособных, но плохо подготовленных и неконкурентоспособных иностранцев из неразвитых стран). Просто получить «американский диплом» или «английский диплом» очень даже легко, если будет достаточно денег; но за престижное образование нельзя просто заплатить. Получить хорошее, престижное образование за рубежом означает пройти международный конкурс; на уровне бакалавриата это может означать, что нужно пройти какие-то международные экзамены на английском языке (например, получить диплом IB или сдать A-levels). Тогда возникают другие проблемы. Первая – где и как к этим экзаменам готовиться, ведь не в каждом российском городе такие услуги предлагаются и зачастую их качество даже в Москве бывает сомнительным. Вторая – студент должен будет подготовиться к международным экзаменам, но при этом, вероятно, готовиться и к ЕГЭ. На всякий случай, если его не возьмут в хороший зарубежный вуз и он будет учиться в России. Третья – может потребоваться дополнительный год обучения после окончания российской школы; помимо очевидных проблем с армией для юношей, это все-таки дополнительный год жизни...
Если бы речь шла о магистратуре, то проблема языкового барьера должна была бы стать меньше. Студент, который планирует после российского бакалавриата поступить в зарубежную магистратуру, должен заблаговременно «подтянуть» свой уровень английского (немецкого, французского или др.). Остальные проблемы, однако, остаются: нужно поступить на хорошую программу и выдержать международный конкурс; в США или Англии придется немало заплатить, как за обучение, так и за проживание.
Дополнительные проблемы могут возникнуть в зависимости от выбранной специализации: естественнонаучное образование в России может еще считаться хорошим (по крайней мере, в некоторых вузах, по некоторым направлениям), но по общественным наукам ситуация хуже: некоторые зарубежные престижные вузы не будут принимать российских бакалавров на свои магистерские программы, требуя сначала окончить российскую магистратуру. Поэтому, выбирая вуз для обучения за рубежом, нужно сначала внимательно ознакомиться с его требованиями на входе.
Борис Владимирович Периль, директор Учебного центра PR-технологий. Северо-Западная академия государственной службы
Основными трудностями получения образования за рубежом для россиян является недостаточный уровень подготовки по иностранным языкам, а также высокая стоимость западных образовательных программ.
С проблемой высокой стоимости тесно связана и проблема недостаточной информированности российских абитуриентов о грантах и стипендиальных программах, позволяющих компенсировать затраты на обучение. Кроме этого, российские абитуриенты многого не знают о возможностях обучения в других странах. Например, в Финляндии бесплатное обучение русских студентов возможно не только на финском, но и на английском языке... Что касается стипендиальных фондов и грантов, в Америке, например, стипендии и гранты на обучение могут выдаваться не только специальными фондами, но и самими университетами, и по этим грантам там обучается множество европейских студентов.
Сложность получения образования за рубежом представляет также ориентированность российской системы образования на английский язык.
Вместе с тем, прекрасные возможности для обучения, в том числе и по грантам, имеются и в Германии, и во Франции... Таким образом, именно проблема языка – одна из краеугольных проблем...