Для чего вы поступили или собираетесь поступать в вуз

Жажда знаний и профессий

Знания и профессия остаются главным мотивом поступления в вуз для российских школьников - таковы результаты опроса посетителей сайта Examen.ru.

Подобный вариант ответа был озвучен 68,40% посетителей сайта. Другим распространенным мотивом поступления в вуз стала необходимость наличия «корочки» для успешного трудоустройства – так ответили 16,16% опрошенных. Интерес к научной деятельности стал мотивом поступления в вуз для 5,21% респондентов, а желание родителей – для 3,95%.

Для чего Вы поступили/собираетесь поступать в вуз?

Получить знания и профессию 68,40%
Для работы нужна корочка 16,16%
Так все сейчас делают 1,80%
Мне интересно заниматься наукой 5,21%
Потусоваться 1,43%
Родители сказали «надо» 3,95%
Лень работать 1,08%
Для отсрочки от армии 1,97%

Комментарии экспертов

Мария Дербенева, психолог Центра профессионально-личностного консультирования, факультет психологии СПбГУ

Высшее образование кроме системы профессиональных знаний дает человеку высокий уровень универсальных знаний. При этом профессия понимается шире, чем профессиональные знания: кроме знаний, это определенные навыки и компетенции, позволяющие человеку успешно выполнять определенную профессиональную деятельность.

При выборе образовательного маршрута, то есть пути получения профессии, необходимо исходить из специфики самой профессии – ее требований к уровню знаний и профессиональных компетенций, то есть именно из того, что в дальнейшем будет представлять профессиональную деятельность. Отсюда следуют основные критерии выбора учебного заведения:
- чему будут учить (профессиональные знания и образовательная программа, насколько она соответствует реальным требованиям профессии и требованиям работодателя);
- кто будет учить (преподавательский состав, для практикоориентированных направлений важно, чтобы среди преподавателей присутствовали как теоретики, так и практикующие специалисты);
- как будут учить (каковы возможности теоретического и практического овладения профессией на базе учебного заведения, насколько в обучении уделяется внимание развитию собственно профессиональных навыков и компетенций);
- где будут учить (материально-технические возможности обеспечения учебного процесса).

Кроме того, важен профиль учебного заведения, то есть насколько получаемая специальность соответствует профилю и опыту самого вуза в подготовке специалистов того или иного направления.

Абитуриенты, ориентированные на высшее профессиональное образование, должны помнить, что обучение – это совместная работа преподавателя (вуза) и студента, причем  огромное значение придается именно самостоятельной работе и готовности к обучению со стороны самого студента.

Как по-Вашему, что сегодня важнее работодателю – наличие высшего образования или опыт работы?

Давайте попробуем представить себя на месте работодателя. Для него в первую очередь важно, чтобы потенциальный сотрудник мог эффективно выполнять свои обязанности.  То есть обладал необходимыми знаниями и навыками, определенными умениями и качествами для успешного решения рабочих задач. По сути, опыт работы – это некая гарантия, что кандидат имел в прошлом опыт решения подобных задач либо сталкивался с подобной деятельностью. С другой стороны, наличие профильного высшего образования – это подтверждение того, что кандидат имеет определенные специализированные и универсальные профессиональные знания. В данном случае ключевым будет именно профильность образования для определенной отрасли, а не любого высшего образования.

Кроме того, необходимо понимать и учитывать специфику профессиональной сферы – существуют такие области, которые изначально имеют высокие требования к наличию высшего образования (в первую очередь, это медицина, фармацевтика, инженерное проектирование и технология, научная деятельность). Это области, предполагающие достаточно длительный период профессионального обучения, прежде чем специалист приступит собственно к профессиональной деятельности. А с другой стороны, есть области и направления деятельности, для которых важнее навыки и опыт (например, продажи и сервисная поддержка клиентов, услуги и социально-культурная сфера, связи с общественностью и реклама). Здесь в первую очередь ценится непосредственный опыт -  так называемое обучение в процессе.

Таким образом, казалось бы, альтернатива «образование или опыт» на сегодняшний день - это тенденция к объединению «образование И опыт». Причем опыт работы для молодого специалиста, вчерашнего выпускника, это, в том числе, опыт, полученный в процессе обучения – учебные практики, стажировки, различные виды деятельности, позволяющие от теории перейти к практике в своей профильной профессиональной области.

Юлия Юрьевна Платонова, Центр содействия трудоустройству Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы

Прежде всего, я посоветовала бы абитуриентам обращать внимание на то, есть ли в вузе база практики. Поскольку для профессионального становления необходимо обладать не только определенным набором теоретических знаний, но и иметь опыт практического решения профессиональных задач, наличие в вузе возможностей для прохождения студентами практики является одним из наиболее важных аспектов, определяющих качество учебного процесса. Во-вторых, абитуриентам, нацеленным на получение знаний и профессии, необходимо обращать внимание на  профессорско-преподавательский состав, ведущий обучение по интересующему направлению подготовки в конкретном вузе. Естественно, что чем более сильный преподавательский состав осуществляет обучение, тем более высоким будет качество полученного образования. Следующим фактором, который необходимо учитывать абитуриенту в процессе выбора вуза, является наличие связей «вуз — работодатель», поскольку это сыграть значительную роль при последующем трудоустройстве. Кроме того, хотелось бы посоветовать абитуриентам в меньшей степени обращать внимание на такие критерии, как престижность вуза, его местоположение и удаленность от дома и т.д.

Как по-Вашему, что сегодня важнее работодателю – наличие высшего образования или опыт работы?

Требования работодателя всегда зависят от того, какой работник ему нужен. Если работодатель хочет получить высококвалифицированного специалиста, то наличие высшего образования несомненно является наиболее важным фактором. Если же ему нужен человек, занятый в сфере неквалифицированного труда, тогда опыт работы и наличие определенных навыков играют решающую роль.

Что же касается профессий, наличие высшего образования для занятия которыми является обязательным, здесь существует устойчивый стереотип, что работодатели не заинтересованы в людях, не имеющих, помимо высшего образования, еще и опыта  работы. И это имеет свои основания. Последние опросы свидетельствуют, что специалисты с опытом работы имеют меньшие амбиции по поводу заработных плат, тогда как у выпускников вузов, не имеющих опыта работы, зарплатные ожидания являются завышенными. То есть люди, имеющие опыт работы, лучше разбираются в динамике рынка труда и их ожидания более адекватны. В том числе и поэтому работодатели в большей степени склонны брать на работу людей с опытом.

Однако важно отметить, что требования работодателей в значительной степени различаются.  Есть и такие работодатели, которые не против отсутствия опыта работы, а даже являются его сторонниками, поскольку в таком случае специалиста проще обучить в соответствии с определенными требованиями компании. Таким образом, все зависит исключительно от того, в каком специалисте нуждается работодатель.

Александр Иванович Олейник, директор Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ

Если целью поступления в вуз является получение знаний и профессии, по каким критериям Вы посоветовали бы абитуриентам осуществлять выбор вуза?

а) известность вуза или бренда в России и за границей
б) связь вуза с бизнесом: наличие базовых кафедр, участие экспертов из бизнеса в преподавании
в) наличие в вузе программ студенческой мобильности, т.е. обмена студентами
г) наличие собственных магистерских программ

Другие записи

12.08.2016. День открытых дверей INTO – британские вузы в Москве
8 апреля – Москва10 апреля – Иркутск Представители британских вузов: Newcastle University, University of Exeter,Glasgow Caledonian ждут тебя! Ты узнаешь все о программах бакалавриата, магистратуры, подготовки…
12.08.2016. Предмет «Россия в мире» не должен заменить «историю»
1 апреля в Москве проходил Первый всероссийский съезд учителей истории и обществознания. Учителя, директора школ и методисты со всей страны обсуждали то, что наболело: почему в новых стандартах образования…
12.08.2016. Выставка «Высшее образование для ваших детей»
  Москва16 апреля, 12.00–17.00Отель «Рэдиссон Славянская»,пл. Европы, 2 (м. Киевская) Санкт-Петербург 17 апреля, 12.00–16.00Отель «Коринтия Невский Палас»,Невский пр-т, 57 (м. Маяковская) Пообщайся…
12.08.2016. Только в четверти школ Москвы уровень образования признан высоким
Только четверть школ Москвы могут предоставить своим ученикам образовательные услуги на высоком уровне, следует из материалов, размещенных на сайте столичного департамента образования. После того как…
12.08.2016. Подведены итоги VI Всероссийской олимпиады по финансовому рынку для старшеклассников
31 марта в конференц-зале Сбербанка России состоялась Церемония награждения победителей VI Всероссийской олимпиады по финансовому рынку для старшеклассников, которая проводится Институтом фондового рынка…