С 2009 года Единый государственный экзамен является единственной формой итоговой аттестации во всех российских регионах. За минувшие 10 лет ЕГЭ значительно изменился – сократилось количество тестовых заданий, появилось разделение на «базовую» и «профильную» математику, в экзаменах по иностранному языку появилась устная часть и т. д. По словам главы Министерства просвещения Ольги Васильевой, «единый госэкзамен должен и будет совершенствоваться, отвечая на вызовы времени».
Ряд экспертов, несмотря на ряд изменений в структуре экзаменационных заданий, по-прежнему уверены, что ЕГЭ оценивает в первую очередь умение школьника справляться с данными конкретными тестами, а не его интеллектуальный потенциал. «Система ЕГЭ не заточена на то, чтобы отбирать и тренировать людей по креативному началу. Надо что-то дополнительное давать, может быть, баллы суммировать не только по очкам сдачи экзамена, а ввести какую-то часть, которая набирается по творческим вещам», – заявил президент Российской академии наук Александр Сергеев.
Впрочем, немало и тех, кто считает, что школьники страдают как раз от чересчур частых смен форматов заданий на ЕГЭ. В начале августа комитет Госдумы по образованию и науке выдвинул предложение о пятилетнем моратории на любые изменения в структуре и порядке проведения Единого госэкзамена. «Это успокоит школьников, поможет им лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ и, вероятнее всего, улучшит их показатели в обучении», – отметил зампред комитета Борис Чернышов.
Текст подготовил Лев Никитин