ЕГЭ. Взгляд школьников и представителей вузов

За месяц до старта

Согласно опросу, проведенному в конце апреля, за месяц до начала сдачи ЕГЭ только одна пятая часть опрошенных оценивали свою готовность к экзаменам как высокую. Около половины участников опроса (48,2%) оценили собственную готовность к ЕГЭ как среднюю, отметив, что им еще предстоит многое выучить. Почти треть участников опроса (31,4%) на момент его проведения оказались практически не готовы к Единому государственному экзамену. Позитивная самооценка уровня подготовки к ЕГЭ характерна лишь для пятой части участников исследования (20,4%), при этом 15,2% молодых людей отметили, что они хорошо готовы к сдаче ЕГЭ и предполагают набрать около 80 баллов, а 5,2% старшеклассников оценили собственную готовность как отличную.
Результаты опроса наглядно свидетельствуют об актуальности совместных усилий самих учащихся, их родителей и школьных учителей, направленных на повышение готовности к сдаче ЕГЭ и устранение факторов, препятствующих получению старшеклассниками рейтинговых оценок, соответствующих реальному уровню их знаний. Опрошенные нами эксперты образовательного рынка подтверждают данный вывод, полагая, что не всегда полученный балл ЕГЭ отражает реальные знания абитуриента и его готовность учиться в вузе. "Основная проблема состоит в том, что абитуриенты стали ориентироваться на требования ЕГЭ, а не конкретного вуза, - отмечает Вадим Симонов, проректор по маркетингу Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства. - Из-за этого даже абитуриент с хорошими результатами ЕГЭ, которые он честно заработал, может плохо воспринимать материал первого курса вузовской программы. В данном случае помочь могут подготовительные курсы, которые направлены не только на устранение проблем со школьным образованием, но и подготовку к обучению в конкретном вузе в соответствии с особенностями его образовательной программы и предъявляемых требований. В целом, на мой взгляд, результаты ЕГЭ отражают реальный уровень подготовки абитуриентов где-то на 70% в связи с возможностью ''угадать'' правильный ответ, предоставляемый любой тестовой методикой, а также актуальностью проблемы качества Единого государственного экзамена". С ним согласен Валерий Троицкий, декан юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции РФ: "В целом показатели успеваемости студентов первого курса свидетельствуют о том, что лишь в некоторых случаях они учатся на таком же высоком уровне, какой балл имеют в свидетельствах ЕГЭ. В этой связи введение дополнительного экзамена в качестве приемного испытания для абитуриентов могло бы во многом скорректировать прием по результатам ЕГЭ".

Свобода выбора

Участники опроса, посвященного обязательным предметам ЕГЭ, в большинстве своем не хотят сдавать два обязательных предмета, в то время как эксперты образовательного рынка, наоборот, предпочли бы увеличить количество обязательных экзаменов.
Треть опрошенных школьников и абитуриентов считают, что ни один предмет ЕГЭ не должен быть обязательным для сдачи, еще треть предпочли бы ограничиться одним обязательным предметом. Лишь около 15% участвовавших в опросе респондентов считают, что в будущем целесообразно, кроме русского языка и математики, сделать обязательными еще один или даже несколько предметов.

Согласно действующей системе, для всех выпускников общеобразовательных школ обязательными являются два экзамена в форме ЕГЭ: русский язык и математика. Для подтверждения освоения школьной программы и получения аттестата учащимся необходимо по каждому обязательному предмету набрать количество баллов, не меньшее порога, установленного Рособрнадзором.

При этом, если выпускник школы планирует продолжить образование в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, ему, помимо обязательных, необходимо сдать предметы по выбору в форме ЕГЭ. В 2009 году список ЕГЭ по выбору включал 9 предметов, из которых учащийся мог выбрать для сдачи любое число.

Посмотрим теперь, что по этому поводу думают эксперты. Борис Березин, заместитель декана по учебной работе факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, осторожно предлагает сделать физику третьим обязательным предметом: "Мне, честно говоря, обидно за физику, ее тоже можно было бы включить в число обязательных предметов. С другой стороны - непонятно, нужно ли гуманитарию знать физику. Количество экзаменов, учитываемых при поступлении в вуз, которое сегодня соответствует трем-пяти предметам, представляется адекватным.

Вместе с тем, было бы лучше, если бы вузам предоставили право самостоятельно выбирать предметы, необходимые для поступления, в том числе и профильный экзамен (не из числа 4-5 предметов, определенных Министерством образования и науки для того или иного направления специализации, а по собственному разумению)". А вот Василий Родионов, ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, уверен, что количество обязательных предметов должно быть существенно расширено: "Существующая практика, когда индикаторами уровня общего образования выпускника являются только два предмета (математика и русский язык), является недостаточно объективной, поскольку не отражает достоверно уровень именно общей образованности человека. Если выпускник школы не знает, к примеру, элементарных основ физики, химии, биологии, как можно говорить о том, что его уровень общего образования удовлетворителен, и выдавать соответствующий аттестат? Для того, чтобы итоговая процедура аттестации выпускников общеобразовательных школ соответствовала своей задаче и действительно оценивала уровень общего образования, необходимо, чтобы число обязательных экзаменов в форме ЕГЭ было существенно увеличено. На мой взгляд, оптимальным являлось бы введение 5-7 обязательных предметов - к математике и русскому языку целесообразно было бы добавить такие предметы, как физика, химия, биология, литература, информатика".

Владимир Правоторов Examen.ru

Другие записи

12.08.2016. Эксперимент по прикладному бакалавриату проведут 30 вузов и ссузов
Победителями конкурса программ прикладного бакалавриата среди федеральных государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования стали 30 образовательных учреждений, сообщает…
12.08.2016. Поступление в университеты Великобритании теперь еще и выгодно!
Среди университетов Великобритании идет борьба за иностранных студентов.  Университеты предлагают различные стипендии размером до 50% от стоимости обучения для мотивации поступления в вуз и улучшения…
12.08.2016. LondonBodySchool открывает набор детей в балетную школу на учебный год 2009-2010
Весна - время, когда родители принимают решение, чем будет заниматься их ребенок в следующем году. Детская балетная школа Илзе Лиепа проводит дни открытых дверей и набор детей от 3 лет на новый учебный…
12.08.2016. Высшее образование теряет в отдаче
Высшая школа экономики опубликовала исследование об оценке выгодности высшего образования. Согласно полученным результатам, в 90-х годах уровень экономической отдачи от высшего образования был довольно…
12.08.2016. Петербургская частная школа «Балтика-колледж» открывает набор на следующий учебный год!
«Балтика-колледж» - одна из первых частных школ Санкт-Петербурга, была основана в 1991 году. Одна из основных идей школы «Балтика-колледж» - воспитание интеллектуальной элиты нашей страны. Развивая…