Предполагается, что ГИА должна быть по форме и процедуре идентична ЕГЭ, а ее содержание должно учитывать возраст учеников. Но проведенные в Москве репетиционные ГИА показали, что различия существенные.
Процедура проведения
Если ЕГЭ сдается на ППЭ (пункт проведения экзамена), то для ГИА пунктом является школа. Для участия в ГИА необходимо подать заявление по месту обучения.
Для организации и проведения ГИА создаются территориальные экзаменационные комиссии (ТЭК), а при проведении ЕГЭ – государственные экзаменационные комиссии (ГЭК).
ЕГЭ по России курирует Рособрнадзор, ГИА в Москве – МЦКО (Московский центр качества образования).
Если для подтверждения результатов ЕГЭ вузы обязаны обратиться в единую федеральную базу, то с результатами ГИА проще: специального документа с баллами за экзамен не предполагается, а приемные комиссии ссузов при необходимости посылают запрос либо в школу, либо в окружное управление образования.
Все вопросы по результатам экзаменов и апелляциям решаются на уровне школы. Для этого достаточно написать заявление и передать его своему директору. В крайнем случае результаты можно узнать в окружном управлении образования, куда они пересылаются после проверки из МЦКО. В школе же по согласованию с администрацией можно увидеть разбор творческой части работы на специальном интернет-ресурсе, адрес и пароль которого будет находиться у директора.
Бланки
Для ГИА предусмотрено два бланка (в отличие от трех в ЕГЭ): бланка регистрации не существует, а информация об участнике экзамена располагается в шапке бланка № 1 для ответов типа А и В, второй бланк – для творческой работы задания типа С. Интересный нюанс: при нехватке места в бланке № 2 выдается обычный лист формата А4 с печатью школы (в ЕГЭ подобного не предусмотрено). Введено новое понятие – код участника – своеобразный идентификатор участника.
Еще одно важное отличие в работе над заданиями ГИА и ЕГЭ: в утвержденном демоварианте по русскому языку написано: «При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа… В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый».
В ЕГЭ всевозможные кружки и зачеркивания категорически запрещены. Можно предположить, что подобную привычку править бланки учителям придется вытравливать следующие два года при подготовке к ЕГЭ. Как показывает практика, примерно 50% успеха и количества баллов на ЕГЭ зависит от технической стороны оформления бланков.
На ГИА по русскому языку разрешается пользоваться орфографическими словарями (на ЕГЭ запрещено).
Типы заданий и критерии оценки
Принципиальные отличия заданий ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
На написание работы на ГИА отводится 4 часа, на ЕГЭ – 3.
На ГИА два различных творческих задания части С (в ЕГЭ одно – сочинение). Первое задание – аудирование, другими словами – написание изложения, которое после двух прослушиваний выполняется на отдельном листе. Обычно изложение после написания забирают. Второе задание – сочинение по опорному тексту (требования к написанию схожи с ЕГЭ).
Как показал опыт репетиционных экзаменов, детей на оба творческих задания не хватает: либо они выбирают одно задание, либо пишут оба по принципу «лишь бы было». Вскрылось еще одно слабое место: у школьников практически отсутствуют навыки написания изложения, а про три вида сжатия текста (требуемых при проверке работы) знают вообще единицы. Типичное изложение – это пересказ из записанных наспех обрывков предложений во время чтения текста. В сочинениях картина та же: каждая из двух (на выбор) проблемных тем для сочинения в основном ограничивается цитированием текста или пересказом в манере «растекание мыслью по древу».
Если в ЕГЭ эксперты проверяют только часть С (творческую работу), то в ГИА экспертами оцениваются вся часть С (изложение и сочинение) и часть В (задания, краткие ответы к которым нужно сформулировать самостоятельно).
Задания типа А (на выбор одного ответа из четырех) и В (ответы формулируются самостоятельно и записываются словами или цифрами) соответствуют типам заданий в ЕГЭ, но отличаются количеством. Задания А: в ГИА – 3, в ЕГЭ – 30; задания В: в ГИА – 14, а в ЕГЭ – 8.
Результаты за ГИА, как и за ЕГЭ, выставляются переводом первичного балла в пятибалльную систему. Например, на русском языке максимальный первичный балл – 44, значит, на 5 надо набрать 40–44 балла (шкала 2010 г.). Однако есть хитрость: например, для 4 нужно набрать 31–39 баллов, но при условии, что должно быть набрано не менее 4 баллов по критериям за грамотность. То есть не стоит удивляться, если за 36 баллов в итоге поставят 3.
В правилах приема в учреждения среднего профобразования (колледжи, техникумы) в этом году должно быть предусмотрено право ссуза учитывать результаты ГИА.
Выпускники 9-х классов обязаны сдать не менее четырех экзаменов (русский язык, математика и 2 предмета по выбору). Решением органов управления образованием может быть введен еще один экзамен, в том числе экзамен по профильному предмету в классах с углубленным изучением отдельных дисциплин. Все предметы могут быть сданы в новой форме. Общее количество не может превышать 5 предметов.
Выпускники, имеющие неудовлетворительную годовую оценку по одному предмету за 9-й класс, обязательно сдают экзамен по данной дисциплине в форме ГИА.
Апробация ГИА в новой форме проводится с 2004 года. Задача – сделать такую форму проверки знаний традиционной, чтобы, оканчивая школу и сталкиваясь с ЕГЭ, ребята не таращили глаза, как при встрече с чем-то доселе неведомым. Элементы тестирования сейчас в порядке эксперимента вводят даже при оценивании знаний учеников, переходящих из младшей школы в среднюю.