Эксперты выяснили, какие вузы и почему предпочитают участники олимпиад школьников

Ежегодно Союз ректоров проводит исследование, которое отвечает на вопрос о том, какие вузы, специальности и регионы выбрали победители и призеры олимпиад Российского совета олимпиад школьников и Всероссийской олимпиады школьников при поступлении в высшие учебные заведения.
В феврале Российский совет олимпиад школьников подводит итоги предварительного этапа вузовских олимпиад, входящих в Перечень Минобрнауки России.


- Предварительный этап олимпиад - массовый, его двери открыты для всех школьников, и это отличительная черта вузовских олимпиад, проводимых РСОШ, - поясняет Ольга Каширина, генеральный секретарь Российского союза ректоров. - Не важно, где живет школьник, как учится, каков бюджет его семьи, он может участвовать в олимпиадах. Двуэтапность системы вузовских олимпиад в самой своей сути направлена на максимальное вовлечение школьников, предоставление им возможности впервые попробовать свои силы на академической скамье, найти новых друзей-единомышленников, открыть для себя новые научные области.

По мнению эксперта, в развитии доступности олимпиад большую роль сыграла государственная политика по интернетизации российских школ, так как большинство предварительных туров олимпиад проходит с использованием дистанционных технологий.

Сегодня, по словам Ольги Кашириной, традиционно при поступлении олимпиадники отдают предпочтение вузам с сильным олимпиадным брендом, но в последнее время фактором привлекательности вуза все чаще становится его расположенность в регионах с крупными инфраструктурными проектами и соответствие отраслевого профиля вуза приоритетным направлениям экономического развития страны.

ТОП вузов по привлекательности для дипломантов олимпиад в 2013 году возглавили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений МИД России, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Сибирский федеральный университет и Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ".

Востребованность этих вузов в значительной мере основывается на их статусе олимпиадных центров.

- Олимпиадники, как правило, выбирают для поступления университеты, являющиеся либо вузами-организаторами в перечне РСОШ, либо координаторами Всероссийской олимпиады школьников. В представлении абитуриентов такой олимпиадный статус - государственная гарантия качества вуза и свидетельство востребованности получаемого диплома,- указывают авторы исследования.

Территориями-лидерами по притоку дипломантов олимпиад стали Дальневосточный, Уральский и Сибирский округа. Ольга Каширина особо отметила рост притока олимпиадников в вузы Дальнего Востока. Сходную динамику она отметила в отношении Уральского федерального округа, в вузах которого вновь зафиксирован прирост олимпиадников на 40%. Стабильно улучшается ситуация с привлечением олимпиадников в вузы Сибири. Если ранее наблюдался их 30%-й отток, то в течение 2 последних лет число олимпиадников, поступивших в вузы СФО, ежегодно повышается на 10%.

Наиболее востребованной группой специальностей при поступлении олимпиадников в вузы стала физико-математическая.

- Олимпиады по физике и математике традиционно популярны среди школьников, но рост интереса к выбору профессии в этом направлении говорит о повышении статуса инженерно-технических специальностей - талантливые ребята усматривают здесь большие возможности самореализации,- отметила Ольга Каширина.

Генсек обратила внимание на успешную роль физики в раннем ориентировании талантов на междисциплинарную науку и технологии:

- Дипломанты олимпиад по физике при поступлении выбирают в качестве будущей специальности биотехнологии, новую медицину, машиностроение, информационную безопасность и космос - все то, что определяет мейнстрим мировых технологий. В этой связи значимость физики возрастает до стратегического уровня, и статус этой науки в системе образовательных инструментов следует повышать.

При этом в прошлую приемную кампанию был отмечен резкий рост интереса олимпиадников к экономике и управлению. Как отмечают специалисты, интерес возрастает на фоне борьбы с некачественными факультетами и вузами этого профиля, поэтому есть основания говорить о преодолении маргинального этапа в подготовке экономистов и управленцев и доминировании высоких стандартов подготовки соответствующих специалистов.

Генеральный секретарь РСР отметила, что данные исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования системы зачисления в вузы с точки зрения социально-экономической обоснованности:

- 65 баллов в качестве верификации дипломов олимпиад - несложный и заведомо проходной барьер для олимпиадников. Но пришло время переходить к интегративным механизмам, позволяющим соединить академические аспекты становления таланта с социальными и отраслевыми, и здесь портфолио - самый перспективный инструмент.

К слову, выяснилось, что есть немало примеров, когда работодатели проявляют интерес к проведению олимпиад. Ольга Каширина также подтверждает этот факт:

- За последние годы интерес к олимпиадам со стороны бизнеса, в особенности предприятий реального сектора экономики, серьезно вырос. В их числе, ваши коллеги из сферы медиа, а также государственные корпорации - Ростехнологии, Росатом, Роснано,- крупные компании из приоритетных отраслей, таких как машиностроение, фармакология, информационные технологии. Потому что сегодня для работодателя на первый план выходит портфолио, профессиональная траектория будущего специалиста и именно поэтому работодатель все активнее выступает в роли попечителя талантливого школьника-студента от его первых олимпиадных побед до профессионального становления в конкретной компании, на предприятии.

 

Результаты исследования в pdf-файле.

 

Учительская Газета

Другие записи

12.08.2016. Лекция НИУ ВШЭ «Медиаглобализация и культурный суверенитет»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» продолжает цикл публичных лекций в музеях Москвы. 6 марта в экспозиции «Мой дом – Россия» состоится лекция «Медиаглобализация…
12.08.2016. Вузы снова под прицелом
Новый тренд 2014 года в сфере высшего образования – борьба с вузами-«невузами». В ближайшее время Рособрнадзор получит новые полномочия, позволяющие ему закрывать институты, которые не учат, а торгуют…
12.08.2016. Более 60 тысяч вопросов Единого экзамена размещены в открытом доступе
Выпускники школ сейчас решают, какие тесты ЕГЭ они будут сдавать. Что нового появится на Едином госэкзамене в этом году? Где можно найти вопросы к ЕГЭ? Когда в нем добавится устная часть? Об этом…
12.08.2016. Выпускники школ сдают ЕГЭ по биологии, истории, информатике и ИКТ
На ЕГЭ по биологии зарегистрировано 148 706 человек, из них 135 483 человек – выпускники текущего года. Как сообщают в Рособрнадзоре, продолжительность ЕГЭ по биологии – 3 часа. Экзамен пройдет в 3453…
12.08.2016. Лекторий «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ»
14 мая состоится лекция «Манипуляции и конфликты в менеджменте и повседневной жизни» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».  Лекция будет…