Ежегодно
Союз ректоров проводит исследование, которое отвечает на вопрос о том,
какие вузы, специальности и регионы выбрали победители и призеры
олимпиад Российского совета олимпиад школьников и Всероссийской
олимпиады школьников при поступлении в высшие учебные заведения.
В феврале Российский совет олимпиад школьников подводит итоги
предварительного этапа вузовских олимпиад, входящих в Перечень
Минобрнауки России.
- Предварительный этап олимпиад - массовый,
его двери открыты для всех школьников, и это отличительная черта
вузовских олимпиад, проводимых РСОШ, - поясняет Ольга Каширина,
генеральный секретарь Российского союза ректоров. - Не важно, где живет
школьник, как учится, каков бюджет его семьи, он может участвовать в
олимпиадах. Двуэтапность системы вузовских олимпиад в самой своей сути
направлена на максимальное вовлечение школьников, предоставление им
возможности впервые попробовать свои силы на академической скамье, найти
новых друзей-единомышленников, открыть для себя новые научные области.
По
мнению эксперта, в развитии доступности олимпиад большую роль сыграла
государственная политика по интернетизации российских школ, так как
большинство предварительных туров олимпиад проходит с использованием
дистанционных технологий.
Сегодня, по словам Ольги Кашириной,
традиционно при поступлении олимпиадники отдают предпочтение вузам с
сильным олимпиадным брендом, но в последнее время фактором
привлекательности вуза все чаще становится его расположенность в
регионах с крупными инфраструктурными проектами и соответствие
отраслевого профиля вуза приоритетным направлениям экономического
развития страны.
ТОП вузов по привлекательности для дипломантов олимпиад в 2013 году
возглавили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский
университет "Высшая школа экономики", Московский государственный
технический университет имени Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский
государственный университет, Московский государственный институт
международных отношений МИД России, Санкт-Петербургский национальный
исследовательский университет информационных технологий, механики и
оптики, Сибирский федеральный университет и Национальный
исследовательский ядерный университет "МИФИ".
Востребованность этих вузов в значительной мере основывается на их статусе олимпиадных центров.
-
Олимпиадники, как правило, выбирают для поступления университеты,
являющиеся либо вузами-организаторами в перечне РСОШ, либо
координаторами Всероссийской олимпиады школьников. В представлении
абитуриентов такой олимпиадный статус - государственная гарантия
качества вуза и свидетельство востребованности получаемого диплома,-
указывают авторы исследования.
Территориями-лидерами по притоку
дипломантов олимпиад стали Дальневосточный, Уральский и Сибирский
округа. Ольга Каширина особо отметила рост притока олимпиадников в вузы
Дальнего Востока. Сходную динамику она отметила в отношении Уральского
федерального округа, в вузах которого вновь зафиксирован прирост
олимпиадников на 40%. Стабильно улучшается ситуация с привлечением
олимпиадников в вузы Сибири. Если ранее наблюдался их 30%-й отток, то в
течение 2 последних лет число олимпиадников, поступивших в вузы СФО,
ежегодно повышается на 10%.
Наиболее востребованной группой специальностей при поступлении олимпиадников в вузы стала физико-математическая.
-
Олимпиады по физике и математике традиционно популярны среди
школьников, но рост интереса к выбору профессии в этом направлении
говорит о повышении статуса инженерно-технических специальностей -
талантливые ребята усматривают здесь большие возможности
самореализации,- отметила Ольга Каширина.
Генсек обратила внимание на успешную роль физики в раннем ориентировании талантов на междисциплинарную науку и технологии:
-
Дипломанты олимпиад по физике при поступлении выбирают в качестве
будущей специальности биотехнологии, новую медицину, машиностроение,
информационную безопасность и космос - все то, что определяет мейнстрим
мировых технологий. В этой связи значимость физики возрастает до
стратегического уровня, и статус этой науки в системе образовательных
инструментов следует повышать.
При этом в прошлую приемную
кампанию был отмечен резкий рост интереса олимпиадников к экономике и
управлению. Как отмечают специалисты, интерес возрастает на фоне борьбы с
некачественными факультетами и вузами этого профиля, поэтому есть
основания говорить о преодолении маргинального этапа в подготовке
экономистов и управленцев и доминировании высоких стандартов подготовки
соответствующих специалистов.
Генеральный секретарь РСР отметила,
что данные исследования свидетельствуют о необходимости
совершенствования системы зачисления в вузы с точки зрения
социально-экономической обоснованности:
- 65 баллов в качестве
верификации дипломов олимпиад - несложный и заведомо проходной барьер
для олимпиадников. Но пришло время переходить к интегративным
механизмам, позволяющим соединить академические аспекты становления
таланта с социальными и отраслевыми, и здесь портфолио - самый
перспективный инструмент.
К слову, выяснилось, что есть немало
примеров, когда работодатели проявляют интерес к проведению олимпиад.
Ольга Каширина также подтверждает этот факт:
- За последние годы
интерес к олимпиадам со стороны бизнеса, в особенности предприятий
реального сектора экономики, серьезно вырос. В их числе, ваши коллеги из
сферы медиа, а также государственные корпорации - Ростехнологии,
Росатом, Роснано,- крупные компании из приоритетных отраслей, таких как
машиностроение, фармакология, информационные технологии. Потому что
сегодня для работодателя на первый план выходит портфолио,
профессиональная траектория будущего специалиста и именно поэтому
работодатель все активнее выступает в роли попечителя талантливого
школьника-студента от его первых олимпиадных побед до профессионального
становления в конкретной компании, на предприятии.
Результаты исследования в pdf-файле.