Считалось, что самые простые задачи на вступительных экзаменах Физтеха сложнее школьных задач со звездочкой, то есть самых сложных. Многие абитуриенты всеми правдами и неправдами перед экзаменами старались попасть в общежитие. Зачем? Да чтобы узнать, какие каверзные вопросы может придумать приемная комиссия. Абитуриенты из общежития, придя на собеседование, уже знали, что идти в соседнюю аудиторию за ведром ртути не стоит; если попросят обойти вокруг стула, нужно спросить сколько раз и в какую сторону, а то, что сторона графина, обращенная в тень, теплее освещенной солнцем, означает не особые законы преломления, а то, что графин просто повернули.
Те, кто поступил, впоследствии завидовали менее удачливым. Потому что сдача сессии на Физтехе была еще труднее. Вызубрив материал, но не поняв его, сдать экзамен было невозможно (да и сейчас трудно). Если в других вузах экзамен состоял из того, чтобы ответить на вопрос и решить задачу, на Физтехе с этого экзамен только начинается.
Экзаменационной квинтэссенцией для каждого физтеховца становился госэкзамен по общей физике после пятого семестра. На подготовку к нему давался целый месяц, а в эту сессию включали еще только 2 экзамена (обычно – по 5–6 за сессию). На этом экзамене нужно было рассказать о самостоятельном исследовании по любой из тем курса физики (на выбор). Необходимо было не только не ошибиться в самой теме, но и рассказать интересно и увлекательно, выбрать что-то небанальное, иначе хорошей оценки не видать.
Вот какие напутствия давались в институтской многотиражке «За науку»:
В статье использованы фрагменты материалов издания МФТИ «За науку».