С 2013 года старшеклассники смогут сами выбирать, какие предметы учить: в зависимости от профиля – гуманитарного, технического и естественно-научного. Нужно ли профильное обучение в старшей школе, обсудили школьники, родители и учителя на ток-шоу «Школа.LIVE».
Участники ток-шоу «Школа.LIVE» обсудили проблему выбора. Обязательных для всех предметов в следующем году останется всего шесть: математика, словесность (объединившая русский язык и литературу), иностранный язык, «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Сколько часов потратить на химию и физику, а сколько – на обществознание и историю, 10–11-классники смогут решать самостоятельно, следуя одному из трех профилей. При этом к уже необходимым ЕГЭ по русскому языку и математике добавится экзамен по иностранному.
«Лично я не вижу большой необходимости в полномасштабном курсе, к примеру, МХК», – заявил один из учеников школы № 224 Сергей Ковалевский. В 11-м классе, по мнению юноши, лучше уделять побольше времени профильным предметам – особенно на его физико-математическом профиле. «Родители полностью солидарны со мной в этом отношении», – подчеркнул, он.
Некоторые девятиклассники в своих предпочтениях, однако, были не так уверены. «Размышления были, но так много профессий разнообразных, хотелось бы попробовать все», – призналась ученица той же школы Дана Шапочникова. Как выяснилось, в старшей школе девушка видит скорее возможности для саморазвития, чем выбора определенной области применения своих талантов и навыков. «Старшая школа должна развивать все способности...», – поддержал Дану 10-классник из школы № 1277 Андрей Горбачев, перед этим сказавший, что год назад еще не мог определиться, но сейчас уже мечтает быть социологом.
Обязательных часов в школе всего 37 – их надо как-то поделить, отметил ведущий ток-шоу, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Какие предметы учить надо всем и что делать, если ошибся с профилем? Как считает директор школы № 1277 Наталья Васильева, план обучения вообще должен быть индивидуальным, и не всегда он совпадает даже у тех, кто учится на одном профиле: с одним товарищем можно учить физику, с другим – химию, с третьим – встретиться на литературе. Одинаковый профиль не значит один и тот же набор предметов – подтвердил ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Семенов. Так, по его словам, выбравший естественно-научный профиль, должен знать определенные научные методы – а на каком материале он их освоит, на химии или биологии, бывает по-разному. «Поэтому у одного есть только химия и никакой биологии-физики, а у другого только физика и никакой биологии-химии», – пояснил академик.
Изучать все предметы на высоком уровне сложно, полагает директор Центра образования № 293 Александр Глозман. «Есть предметы, в которые ребята погружаются и им они интересны, есть те, что остаются на задворках их школьной жизни», следовало бы узаконить их возможность выбора, уверен директор. По каким из этих предметов все-таки стоит сдавать ЕГЭ, мнения самих детей на обсуждении разделились: одним оказалась важна математика, другим – русский язык, третьим – история, обществознание и все тот же иностранный, «открывающий новые горизонты».
Так, планирующей поступать на юридический ученице той же 224-й школы Дине в ее 11-м классе больше интересна история и «совершенно не нужна математика». Уже ставший первокурсником в НИУ ВШЭ Владимир Григорьев, в свою очередь, признался, что «пустоты мозга заполнял только тем, что нужно для поступления», однако такие базовые предметы, как биология, химия, физика, «были нужны для получения навыка обработки информации», и сейчас это пригождается – «гуманитарий должен быть многопрофильным». Но, так или иначе, «для развития личности нужно, чтобы личность имела свободу выбора», заключил Венедиктов.