К чему приведет изменение классификации вузов?

Министерство образования и науки РФ подготовило проект закона об изменении классификации вузов и правил поступления в институты и техникумы. Высшее образование будет состоять из «бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов и научно-педагогических кадров». В системе высшего образования будут действовать колледжи, институты и университеты, а название «академия» канет в Лету. Колледж будет предлагать программы бакалавриата, институт – бакалавриата и специалитета, а университет – программы всех уровней, включая магистратуру, а также готовить научные кадры. Если проект будет принят, то колледжи будут давать высшее образование и набирать на обучение не троечников, а вполне успешных учеников. К слову, согласно проекту, вуз вправе предлагать слушателям программы среднего профобразования, то есть техникума.

Комментарии экспертов

Данилина Вера Николаевна, заместитель декана
Государственный университет
Высшая школа экономики, факультет мировой экономики и мировой политики

Содержание нового законопроекта пока не обеспечивает уверенности в его эффективности и рождает много вопросов. В частности, вызывает сомнения целесообразность возвращения к пятилетней модели специалитета, наряду с сохранением бакалавриата и магистратуры. Не являясь ярким сторонником последней реформы высшего образования, я все же вижу определенные плюсы в системе «4+2». В первую очередь, эта модель позволяет студенту сменить направление обучения, предоставляет возможность для получения междисциплинарного образования, развития новых профессиональных навыков, более раннего профессионального становления. Лишний год учебы для многих студентов является крайне нежелательным для выстраивания карьеры: ни для кого не секрет, что российские студенты стремятся начать свою профессиональную деятельность уже на студенческой скамье. С другой стороны, на данный момент в России сохраняется настороженное отношение к бакалаврам как к «недоученным» специалистам. Безусловно, это восприятие будет меняться, однако не столь быстро, как нам хотелось бы. Образование – инерционная среда, и уже проведенные масштабные преобразования, связанные с переходом на модель «4+2», требуют времени для формирования адекватного восприятия в обществе и определения контуров подготовки бакалавров. Предложенный законопроект обратит это движение вспять.

Также не вполне ясна необходимость столь жесткого разделения функций университета и института. Конечно, подготовка магистров – крайне ответственная задача, решение которой на качественном уровне под силу не каждому высшему учебному заведению. Вместе с тем, грамотное выстраивание бакалавриата сложно осуществить без ясного понимания перспективы второго этапа.

В целом, принятие нового законопроекта, с одной стороны, предоставит университетам большую свободу в выстраивании разнообразных образовательных траекторий, с другой стороны – в связи с ограничением прав на подготовку магистров приведет к необходимости серьезного переосмысления содержания магистерских программ, следствием чего может стать нарастание разрыва в качестве подготовки между университетами и институтами.

Анисовец Татьяна Александровна, декан
Государственный университет
Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский филиал, факультет довузовского образования

Предлагаемые в проекте закона нововведения вряд ли можно назвать новшеством, так как, по сути, они не вносят каких-либо существенных изменений в существующую ситуацию. Разве что «уход» академий как вида высших учебных заведений. Однако академии в нашей жизни появились не так уж давно, в 90-е годы большинство вузов были именно институтами.

Единственное, новшество, которое несет в себе законопроект, состоит в переходе ко всеобщему бакалаврскому образованию и конкурсному магистерскому, по аналогии с ранее существовавшей всеобщностью общего образования и конкурсным высшим образованием.

Готовящийся проект закона, либо форма его представления в приведенной новости содержат ряд противоречий и нестыковок с действующим законодательством. К примеру, число направлений, по которым в действующем законодательстве оставлена возможность подготовки специалистов, очень невелико, в связи с чем институт не сможет одновременно осуществлять подготовку по программам бакалавриата и специалитета. Получается, что большинство вузов либо станут колледжами (на сегодня ССУЗ), либо университетами? Это явный нонсенс. Далее, высшее образование и сегодня уже представлено бакалавриатом, магистратурой и специалитетом, вузы и сегодня предлагают программы среднего профессионального образования – в чем здесь заключается нововведение?

Если появится новый вид вузов – колледж, то каков будет состав средних специальных учебных заведений?

Платонова Юлия Юрьевна, руководитель отдела по работе с абитуриентами и выпускниками
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

К предлагаемым нововведениям я в целом отношусь положительно, они логичны и закономерны, актуальны в современной ситуации. Для абитуриентов изменения в классификации вузов мало что изменят, однако они позволят лучше структурировать систему высшего образования в России, в частности, посредством выделения трех уровней высших учебных заведений – колледжей, институтов и университетов. Институт, таким образом, займет более четкую позицию в системе высшего образования. Кроме того, повысится престиж колледжей. Предпринимаемые изменения потребуют большей самостоятельности и осознанности выбора от абитуриента при выборе вуза для поступления – более четкого представления о своих профессиональных целях, устремлениях, амбициях.

Принятие закона об изменении классификации вузов будет способствовать развитию российской отрасли высшего образования.

Владимир Правоторов Examen.ru

Другие записи

12.08.2016. Подготовительные курсы для 9 класса в МГУПИ
Московский государственный университет приборостроения и информатики приглашает учащихся 9-х классов на курсы по подготовке к сдаче Государственной итоговой аттестации  и повышению успеваемости в школе.  Занятия…
12.08.2016. СПбГУ «выиграл» двух мировых ученых
Математик Станислав Смирнов и специалист в области морской геологии Йорн Тиде вошли в число победителей конкурса грантов Министерства образования и науки РФ по привлечению ведущих ученых в российские вузы. Под…
12.08.2016. В Украине русский язык сдают как иностранный
Министерство образования и науки Украины опубликовало программу внешнего независимого оценивания по русскому языку на 2011 год, разработанную на основе школьной программы по русскому языку для 5–11-х классов.…
12.08.2016. Российских школьников готовят к Международной географической олимпиаде
В столице России при поддержке Русского географического общества стартовал первый этап подготовки сборной команды российских школьников для участия в Международной географической олимпиаде 2011 года. Подготовительные…
12.08.2016. 26 июня - Дни открытых дверей Российской академии предпринимательства
26 июня 2010 года в 14.00 в Российской академии предпринимательства состоятся дни открытых дверей! В эти дни у Вас будет уникальная возможность попробовать свои силы в бесплатном пробном вступительном…