Чиновникам Министерства образования и науки России, вероятно, Единый государственный экзамен является в кошмарных снах. Причем в виде этакого Змея Горыныча, каждая из голов которого желает протестировать знания российских школьников по собственной программе.
Новой «бомбой», напрямую связанной с ЕГЭ, стал приказ Минобрнауки, кардинально меняющий процедуру отбора вступительных экзаменов в различные российские вузы.
Прежний порядок существовал с 2009 года. Согласно ему, абитуриенты для поступления в вуз должны были сдать с высоким баллом ЕГЭ по обязательному предмету (русский язык), а также по профильному предмету, определённому для конкретного учебного заведения. Кроме того, министерство утверждало для каждого вуза еще две дисциплины, из которых ректор вуза мог выбрать одну, или оставить в качестве предмета, высокий балл по которому необходим для поступления, сразу обе.
В качестве «третьего» предмета очень часто выступали иностранный язык или математика.
Однако вузы уже давно добивались большей свободы маневра в назначении дисциплин для поступления. И в январе 2014 года после долгих дискуссий был утвержден новый порядок.
Согласно ему, русский язык и профильный предмет абитуриентам придется сдавать по-прежнему. Новшество касается «третьего – четвертого» экзаменов. «Третий» экзамен вуз определяет самостоятельно из широкого списка предметов, а «четвертый» назначается Минобрнауки, однако учебное заведение может как утвердить его, так и отказаться.
Камень преткновения заключается в «третьем» предмете. Исторически сложилось так, что в качестве него в большинстве российских вузов подразумевался иностранный язык, и именно на эту дисциплину делали упор старшеклассники при подготовке к ЕГЭ.
При новой схеме может так случиться, что все эти усилия окажутся напрасными, поскольку в качестве «третьего» предмета может выступить совершенно другая дисциплина.
К примеру, если в 2013 году для поступления на условный факультет условного вуза требовалось успешно сдать русский язык, литературу и иностранный язык, то теперь к русскому и литературе может присоединиться история или обществознание.
Что именно присоединится к программе, вузы должны были определить до 15 февраля.
Понять представителей высших учебных заведений можно – они прилагают максимум усилий для улучшения «фильтрации» абитуриентов, чтобы на факультеты попадали именно те, кто действительно хочет и может на них обучаться, а не натасканные на ЕГЭ «полуфабрикаты».
Но проблема заключается в том, что изменения произошли в разгар учебного года, когда родители «полуфабрикатов» выкинули кучу денег на репетиторов, готовя своих детей к поступлению по старым правилам.
А теперь возникла ситуация, когда масса выпускников с отличным знанием английского дружными колоннами может промаршировать мимо университетских аудиторий прямо на призывные пункты и биржи труда.
Многие педагоги, кстати, большой беды в происшедшем не видят – три месяца для школьника, который хорошо учился, достаточный срок, чтобы перестроиться с одного предмета на другой.
Но это если хорошо учился. Реальность же такова, что сегодня в российских школах в старших классах идет не обучение, а натаскивание на успешную сдачу ЕГЭ по заранее выбранному предмету. И в этой ситуации подобные нововведения – настоящая ловушка, из которой не выберутся десятки тысяч выпускников.
Дальше начался самый настоящий балаган. Минобрнауки, выпустившее приказ, дало рекомендацию вузам в 2014 году сохранить прежний порядок сдачи ЕГЭ при поступлении в вузы.
Больше того, как сообщают источники в Минобрнауки, глава ведомства Дмитрий Ливанов «жестко рекомендовал» ректорам оставить все так, как сейчас.
Однако устная рекомендация, даже самая жесткая, не может быть весомее письменного приказа. Поэтому часть вузов поменяла-таки список предметов, опубликовав новый до 15 февраля. Еще часть послушалась министра, оставив все, как было. А третья часть сейчас ждет разъяснения Минобрнауки, которое должно вот-вот появиться.
В числе защитников интересов школьников оказались Российский студенческий союз, депутаты от партии «Единая Россия» и даже ректор МГУ Виктор Садовничий. Все они считают, что столь радикальные изменения, в первую очередь, бьют по выпускникам, дезориентируя их и ставя под угрозу будущее вступающего во взрослую жизнь поколения.
Противники нововведения сулят рост коррупционной составляющей ЕГЭ и снижение среднего балла при поступлении в высшие учебные заведения.
Гуманные соображения, на которые напирают те, кто хочет сохранить прежний порядок поступления в вузы в текущем году, достаточно убедительны.
Хуже другое: паническая и даже истеричная реакция на возможное изменение предметов, которые нужно будет успешно сдать для поступления в вуз, наглядно показывает, во что превратил российское образование культ ЕГЭ.
Сегодня важно не «учиться, учиться и еще раз учиться», а во что бы то ни стало сдать ЕГЭ с высоким баллом по предметам, которые определяются не за несколько месяцев, а за несколько лет до окончания школы. И стоит только сделать шаг в сторону от накатанной колеи, как выясняется, что российские выпускники школ совершенно несостоятельны во всем, что не входит в «программу натаскивания».
Спасти выпускников от экзаменационного стресса можно, а кто спасет страну от засилья неучей?