Колледж станет институтом

1 декабря на обсуждение общественности должен быть представлен проект закона «Об образовании». Его первоначальный текст появился летом этого года и сразу же вызвал бурю критики. Всего к нему было предложено около тысячи поправок.

Так, по словам ректора МГУ Виктора Садовничего, проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства: «А слишком большое количество декларативных норм может закон «провалить».

Юристы заметили, что в документе содержится много неточностей с точки зрения языка, которым он изложен, есть ошибки в терминах и понятиях. Например, в главе говорится о системе образования, а на самом деле речь идет о структуре.

- В проекте не проработаны положения об уровнях управления образованием, проект не отвечает принципам федерализма, - считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Владимир Исаков.

Но основные претензии касались, естественно, содержания образования. Напомним, в проекте констатируется, что высшее образование состоит из «бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов и научно-педагогических кадров». В этой системе будут действовать колледжи, институты и университеты. Колледж предлагает программы бакалавриата (то есть приравнивается к институту), институт - бакалавриата и специалитета, а университет - всех уровней, включая магистратуру, и готовит научные кадры.

Вуз вправе предлагать слушателям программы среднего профобразования, то есть техникума.

Противники возразили: вузы не могут готовить специалистов среднего звена, у них нет ни кадров, ни материальной базы. Как оказалось, в законопроекте вообще не нашлось места для начального профессионального образования и академий.

Российский союз ректоров подготовил поправки, которые заняли 190 страниц. Ректоры не поддержали исчезновение целого уровня образования, а что касается академий, то перевести их в ранг университетов или институтов можно менее «кардинальным» решением - в рамках аккредитации, не упраздняя одним махом две сотни хороших вузов.
В числе других предложений - освободить образовательные учреждения, в том числе и частные, от налога на землю; предоставить льготы собственникам, которые им сдают помещения; вернуть студентам отсрочку от армии, в том числе и тем, кто учится на новых, еще не аккредитованных специальностях; приравнять зарплату преподавателей к средней в экономике. А молодым специалистам платить прибавку к окладу в течение трех лет после окончания вуза.

Много претензий высказали директора техникумов, колледжей и училищ. Они единодушно выступили в защиту начального профобразования и сохранения всех учебных заведений, которые относятся к этому уровню. Идея открыть на их месте центры профессиональных квалификаций, как это предлагает законопроект, поддержки не нашла. И уж, конечно, колледжи ни в коем случае не должны быть под вывеской вузов, иначе будет уничтожена система среднего образования.

Директора предложили дополнить законопроект понятиями «неформальное образование», «спонтанное обучение», «непрерывное профессиональное обучение» и отдельно оговорить «обучение взрослых». Прописывать правила приема, вопросы аттестации, особенности учебных заведений, где дают одновременно среднее профессиональное и общее образование, в законе не стоит - все это есть в федеральных госстандартах.

В Комитете Госдумы по культуре считают, что в новом законе «Об образовании» отдельно должен быть прописан высокий статус художественного образования. В частности, школы искусств следует относить не к системе дополнительного образования, а к предпрофессиональному образованию. И в проект надо внести строку об этом уровне образования.

- По моему мнению, художественное образование должно быть обязательной частью общего образования. И не с теми уродливыми уроками рисования или музыки, которые есть сейчас в школе, где нет никакой музыки. В лучшем случае - ее история или запоминание слов песни, - говорит председатель комитета Григорий Ивлиев.
Заметим, что законопроектом вводятся понятия экспериментальной и инновационной деятельности в образовании, чего прежде не было. Закреплено право образовательных учреждений на получение бессрочной лицензии. И оговорено: через год после ее получения Рособрнадзор может провести выездную проверку соблюдения всех требований. Аннулируется лицензия только по решению суда.

«Российская газета»

Другие записи

12.08.2016. Москва не будет сокращать учителей при изменении системы оплаты труда
Власти Москвы не будут сокращать численность педагогов в школах при переходе на новую систему оплаты труда, заявил новый руководитель департамента образования столицы Исаак Калина в интервью газете «Известия». Отраслевые…
12.08.2016. Европейский университет объявил о получении официальной аккредитации ACBSP
Европейский университет получил официальную аккредитацию ACBSP – Ассоциации университетских бизнес-школ и программ. Европейский университет рад объявить о получении аккредитации ACBSP, ассоциации около…
12.08.2016. Нестандартное образование
В 2011 году перечень вступительных экзаменов изменится. Но никто не знает, как через месяц наши вузы переходят на новые образовательные стандарты – непрерывный специалитет уступит место бакалавриату и…
12.08.2016. Инженер до востребования
Зачем вузам готовить токарей и слесарей? Почему не все университеты готовы принимать на учебу инвалидов? По какому адресу в ближайшие годы будет работать Сколково? На эти и другие вопросы журналистов и…
12.08.2016. Сможет ли колледж стать частью вуза?
На «Деловом завтраке» в «Российской газете» побывал ректор главного технического вуза страны, как называют МГТУ имени Баумана, Анатолий Александров. Двухчасовая беседа началась с самого актуального для…