Качество подготовки специалистов для всех секторов экономики – одна из тем государственной повестки, на которую регулярно обращает внимание президент. В конце июня Владимир Путин принял участие в расширенном заседании бюро Союза машиностроителей РФ в Ижевске и заявил о том, что предприятия должны налаживать работу с вузами и школами для подготовки будущих специалистов.
Пока одни компании критикуют качество выпускников тех или иных вузов, другие берут дело в свои руки и сами организуют обучение, создавая те кадры, которые им нужны. Как устроено корпоративное образование и какие трудности возникают при его организации, ТАСС узнал у представителей крупнейших компаний и экспертов.
«Система непрерывного образования «Школа – вуз – предприятие» существует 12 лет и дает свои плоды. Благодаря ей многие талантливые молодые люди смогли сделать осознанный профессиональный выбор и сегодня уверенно осваивают азы профессии на производстве, достигнув впечатляющих результатов», – сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
В более чем 30 городах организованы «Роснефть-классы» в школах для детей после девятого класса. Они учатся по программам с углубленным изучением профильных предметов: математики, физики, химии и информатики. Для обучения привлекаются преподаватели региональных вузов-партнеров, сотрудники компании – передовые знания лучше всего получать из первых рук. Ребята получают навыки работы в формате лекций и семинаров, проведения самостоятельной исследовательской работы, работы в дистанционном формате. Для школьников систематически организуются встречи с работниками компании, экскурсии на производство, проводятся профориентационные семинары и тренинги.
Компания оказывает школам, в которых открыты «Роснефть-классы», финансовую поддержку, направленную на развитие материальной базы: ремонт и оборудование предметных кабинетов, классных комнат и профильных лабораторий современными средствами обучения, компьютерами и программным обеспечением, оргтехникой.
«Роснефть» – крупнейшая публичная нефтегазовая компания по добыче в мире, лидер российской нефтяной промышленности. Основные виды деятельности компании – разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции.
В каждом регионе присутствия выбраны подшефные школы, колледжи и вузы. «Уралхим» выплачивает стипендии, берет школьников на практику, студентов – на стажировку, производит целевой набор и формирует под себя группы, повышает материально-техническую базу учебных заведений, участвует в повышении квалификации преподавателей.
«Руководители наших предприятий активно участвуют в экзаменационных комиссиях учебных заведений», – добавляют в пресс-службе компании.
«Уралхим» – одна из крупнейших компаний на рынке минеральных удобрений в России и Восточной Европе. Является российским лидером в производстве аммиачной селитры, а также занимает второе место в стране по объемам производства аммиака и азотных удобрений.
«В целях своевременного пополнения трудовых коллективов необходимыми кадрами проводится профориентационная и довузовская подготовка школьников старших классов, желающих заключить с договоры о целевом обучении», – сообщили ТАСС в пресс-службе РЖД. В компании уточнили, что являются учредителем свыше 240 школ и детсадов.
Подготовка специалистов для холдинга РЖД осуществляется на базе девяти университетских комплексов железнодорожного транспорта, в состав которых входят 47 техникумов и колледжей. «Ежегодно студентам присваиваются именные стипендии и гранты, проводятся конкурсы для выявления наиболее талантливых специалистов, которых затем приглашают работать в компанию. Еще учась в вузе, студенты имеют возможность пройти производственную практику по своей специальности», – уточнили в компании.
«Российские железные дороги» – основной владелец и оператор российской железнодорожной инфраструктуры. РЖД – одна из крупнейших железнодорожных компаний мира по общей протяженности сети, эксплуатационная длина ее железных дорог – 85,2 тыс. км, из них электрифицировано 43,3 тыс. км (Общая протяженность железных дорог в России, включая пути необщего пользования, составляет более 121 тыс. км). Доля РЖД в грузообороте транспортной системы РФ, без учета трубопроводного транспорта, – 86,6%, в пассажирообороте – 26,4%.
«В настоящее время в промышленности отчетливо просматривается дефицит высококвалифицированных инженерных кадров. Для решения этой проблемы «Фосагро» уделяет значительное внимание подготовке кадров со школьной скамьи», – сообщили ТАСС в пресс-службе компании.
В «Фосагро» выстроен образовательный процесс по системе «Школа – колледж/вуз – предприятие«. В школах городов присутствия предприятий созданы специализированные «Фосагро-классы», где ученики старших классов получают углубленные знания по специальной программе. По статистике, практически все выпускники «Фосагро-классов» продолжают образование в лучших технологических вузах и колледжах страны, а затем могут прийти работать в компанию или на другие промышленные предприятия страны.
Все программы образовательного процесса «Фосагро» строятся на перспективной, дуальной системе профессионального образования. Она означает параллельное обучение – в образовательном учреждении и на производстве. Половину учебного времени студенты проводят за практическими занятиями, половину – в учебных классах, где осваивают теорию.
«Фосагро» – российский химический холдинг. Группа является крупнейшим европейским производителем фосфорных удобрений, крупнейшим мировым производителем высокосортного фосфорного сырья и вторым в мире (без учета Китая) производителем аммофоса и диаммонийфосфата (по данным Fertecon), ведущим в Европе и единственным в России производителем кормового монокальцийфосфата (MCP), а также единственным в России производителем нефелинового концентрата.
«Наша образовательная программа хорошо известна в регионах. Она называется E-Generation», – рассказал ТАСС директор департамента внешних связей «Еврохима» Владимир Торин.
От других образовательных программ, по его словам, она отличается системностью. «Все наши действия связаны в замкнутый цикл. Сначала отбираем лучших детей из регионов через сеть из 34 школьных химических спецклассов и олимпиады, в том числе Международной Менделеевской олимпиады, проводить которую мы помогаем химфаку МГУ им. М.В. Ломоносова. Далее обучаем этих детей в шести вузах (МГУ, НИТУ «МИСиС», МАМИ, Южно-Российский государственный технический, Ивановский государственный химико-технологический, Пермский национальный исследовательский политехнический университет), даем стипендии, обеспечиваем практику, проводим научные конференции. Затем выпускники вузов приходят в нашу компанию, начинают работать, делать успешные карьеры, и теперь уже их дети получают возможность пройти такой же образовательный цикл», – отметил Торин.
«Еврохим» – российская химическая компания, один из крупнейших производителей минеральных удобрений в мире. На данный момент выпускает азотные и фосфорные удобрения.
Каждый год в акционерном обществе проходит кампания по отбору претендентов на получение профессионального образования из числа выпускников школ.
Кроме того, на протяжении многих лет компания сотрудничает со многими вузами. В рамках данного сотрудничества «Сургутнефтегаз» оказывает финансовую поддержку в развитии материально-технической базы, а ведущие специалисты компании участвуют в качестве председателей аттестационных комиссий квалификационных экзаменов у студентов. Обучающиеся проходят производственную практику в подразделениях «Сургутнефтегаз».
«Ежегодно в нашу компанию вливаются более 500 молодых и целеустремленных специалистов. Еще вчера – беззаботные студенты, сегодня – ответственные и серьезные работники нефтяной промышленности, от которых мы ждем отдачи в развитии предприятия», – подчеркнули в пресс-службе компании.
«Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших нефтяных компаний России. Основные виды деятельности – разведка и добыча нефти и газа, переработка газа и производство электроэнергии, производство и маркетинг нефтепродуктов, продуктов нефте- и газохимии.
«Знакомство с «Уралкалием» начинается в начальных классах тех школ, с которыми мы сотрудничаем», – рассказывает директор по управлению персоналом, охране труда и экологии компании Станислав Селезнев.
«В игровой форме «добывая руду» в импровизированной лаборатории, ребята узнают о производственной деятельности компании. Школьники старших классов знакомятся с востребованными в компании профессиями, получают представление о характере работы и качествах, необходимых для выполнения этих работ, «примеряют» профессию на себя, понимают, насколько им это может быть интересно. Определиться со специальностью помогают профильные учебные заведения, с которыми компания совместно проводит дни открытых дверей» – отмечает представитель «Уралкалия».
«Определившись с профилем подготовки, будущие специалисты могут посетить производственные площадки, познакомиться с действующим производством, увидеть процесс добычи руды в шахте, процесс обогащения на фабриках, пообщаться со специалистами и понять, как и где им предстоит работать в будущем. »Если решение принято и есть желание учиться по востребованной для компании специальности, «Уралкалий» приглашает потенциального кандидата на целевое обучение«, – добавляет Селезнев.
«Уралкалий» – крупнейший в мире производитель калия. Производственные активы компании – пять рудников и семь обогатительных фабрик. Компания является лидером по производству калия в России и выпускает около 20 процентов мирового объема калийных удобрений, 90 процентов всей продукции идет на экспорт.
В 2017 году Сбербанк и НИУ «Высшая школа экономики» открыли новую совместную магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных» на факультете компьютерных наук. 30 лучшим абитуриентам, поступившим на программу, обучение оплачивает Сбербанк. «Обучение на магистерской программе дает студентам возможность не только получить необходимые теоретические знания, но и познакомиться с их внедрением в банковскую практику. Сбербанк предоставит студентам возможность изучать уникальные курсы, разработанные для сотрудников банка», – сообщили ТАСС в пресс-службе. Сотрудники различных блоков Сбербанка будут проводить мастер-классы, организовывать хакатоны, а студенты смогут проходить производственную практику в подразделениях банка.
Кроме того, годом ранее Сбербанк также запустил совместную магистратуру с РАНХиГС «Финансы и технологии». «Мы получили 1000 заявок на 30 мест во время приемной кампании», – отметили в пресс-службе. В магистратуре учат анализу макро– и микроэкономических процессов и прикладной аналитической деятельности, дают представление о технологии работы с большими данными и умению их использовать в управленческих решениях.
«Еще у нас есть целевые места для школьников Чукотки для обучения в ДВФУ. В прошлом году состоялся первый набор. Мы надеемся, что эти ребята будут учиться на кафедре Сбербанка и в дальнейшем вернутся к нам на работу в чукотские отделения», – сказали в пресс-службе.
Сбербанк – крупнейший банк в России, на долю которого приходится около четверти активов всей банковской системы страны. Банк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов населения и является основным кредитором российской экономики. Его услугами пользуются более 100 млн физических лиц и около 1 млн предприятий. В мировом рейтинге банков Top 1000 британского журнала The Banker в 2016 году Сбербанк занял 51-е место. По данным РБК, в 2015 году банк находился на 4-м месте среди крупнейших компаний России по объему выручки.
«Мы поставили себе цель сформировать новый класс кадров для производства будущего. Современная нефтехимия – высокотехнологичная отрасль, для наших инженеров знание IT не менее важно, чем знание химии. Автоматизация в «Сибуре» выросла за последние 10 лет с 8–10 до 82%. И этот тренд будет сохраняться. Соответственно, производственным специалистам крайне важно развивать знания и навыки в области IT и математики», – отметили в пресс-службе «Сибура».
Там добавили, что компания ежегодно проводит более 150 карьерных мероприятий для студентов вузов и ссузов и по их результатам приглашает на практику порядка 1,5 тыс. студентов. Многие затем проходят двухлетнюю программу развития молодых специалистов, в ходе которой работают с наставниками, посещают специальные тренинги, развивая профессиональные и личностные компетенции.
С 2009 года «Сибур» стал развивать целевую подготовку студентов на базе профильных вузов и ссузов с обязательством трудоустройства лучших выпускников в периметре компании. Первые корпоративные группы были созданы в вузах Тюмени, Томска, Воронежа и других городов. Прежде всего упор сделан на практическую подготовку. В программу закладываются такие предметы, которые позволяют учащимся лучше понять отраслевые производства, а также изучить специфику многих технологических процессов через призму производственной цепочки компании.
«Сибур» – крупнейшая в России интегрированная газоперерабатывающая и нефтехимическая компания. Компания работает на 26 производственных площадках, расположенных в различных регионах России. Группа реализует продукцию в топливно-энергетическом комплексе, автомобилестроении, строительстве, производстве товаров повседневного спроса, химической и других отраслях в 75 странах.
«Программа подготовки кадров «Акрона» имеет несколько ступеней – на уровне университетов, техникумов и школ. В частности, компания активно сотрудничает с вузами по всей стране, среди которых Санкт-петербургский государственный технический университет, Уральский федеральный университет, Дзержинский политех, Южно-Российский государственный технический университет и другие», – рассказал заместитель исполнительного директора компании по персоналу и социальным вопросам Андрей Пестов.
По его словам, при подготовке кадров на базе техникумов студенты профильных курсов готовят и защищают выпускные квалификационные работы при поддержке специалистов «Акрона», который поощряет лучших стипендиями. По словам Пестова, часть дипломных работ уже была рекомендована к внедрению на площадках предприятия.
Кроме того, уже более 10 лет «Акрон» шефствует над несколькими школами в Великом Новгороде, где расположены основные производственные площадки компании. Для старшеклассников действуют группы химико-биологического и физико-математического профиля с углубленной подготовкой по профильным предметам.
«Акрон» – один из ведущих производителей минеральных удобрений в России и мире. Компания объединяет два химических завода и горно-обогатительный комбинат по добыче фосфатного сырья в России, осваивает калийные месторождения в России и Канаде.
«Развитие корпоративного образования – очень хороший и полезный процесс, потому что он обеспечивает связь школы и вузов с жизнью. Он позволяет школьникам и детям получить управленческий и трудовой опыт», – отметил в беседе с ТАСС научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Однако, по мнению эксперта, этот процесс идет сложно. «Компании в этом далеко не всегда заинтересованы, а школы и вузы не создают для них оптимальных условий. Например, многие руководители компаний говорят, что им легче три месяца платить за подготовку на рабочем месте человека, чем софинансировать двухлетнюю программу в колледже или тем более четырехлетнюю программу в вузе, поэтому ключевая задача – сделать условия такого сотрудничества привлекательными и гибкими», – сказал Фрумин.
Он добавил, что сейчас, в частности, в Госдуме «завис» законопроект об облегчении открытия базовых кафедр и лабораторий в вузах на базе предприятий. «Сейчас у корпоративного образования куча бюрократических барьеров. То есть задача связи школы и жизни всеми признается, но, к сожалению, мы не только не можем создать стимулы для компаний, но даже убрать барьеры», – считает эксперт.
Пользу специальных классов в школах и программ в вузах при поддержке бизнеса признает и член президиума союза предпринимателей «Деловая Россия» Александр Рудик.
По его словам, в процессе создания специализированных классов и образовательных программ также есть трудности. «Во-первых, хорошие специалисты – не всегда хорошие учителя и могут интересно подать материал детям в учебных заведениях. Другой момент связан с законодательством, которое не позволяет преподавать в школах и колледжах без «корочки» – для этого нужен или диплом, или прохождение переподготовки», – заключил эксперт.
Источник: ТАСС