Вопреки расхожему мнению о том, что социологию «отменили» большевики после Революции, эта наука чувствовала себя крайне неуютно и в царской России. В конце XIX века возникает сеть студенческих социологических кружков (А. Лаппо-Данилевского, М. Туган-Барановского, Л. Петражицкого, Е. Де Роберти), а первые учебные пособия для изучающих социологию были благожелательно встречены прессой.
Но социология, выросшая из философии, унаследовала все ее «отрицательные для правительства» стороны. Социологи, как и философы, были носителями всех самых новых, «свободолюбивых» идей, что не могло одобряться действующей властью. Социология не допускалась в университеты. Когда в 1905 году вернувшиеся из эмиграции видные ученые-социологи М.М. Ковалевский и П.Ф. Лесгафт создали в Петербурге Высшую вольную школу, в которой было впервые в России введено преподавание социологии как обязательного предмета, правительство поспешило сразу же закрыть это учебное заведение. Только в 1908 г. после длительной борьбы по личному разрешению Николая II был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В.М. Бехтеревым, в котором была первая в России кафедра социологии.
Но и эта кафедра была упразднена после Октябрьской революции 1917 г. Социология в советских вузах существовала как часть марксистской философии. Первые попытки возродить социологическое образование стали предприниматься уже в 80-е гг. XX века. И вот тут на первый план вышел Московский государственный университет. Первые отделения прикладной социологии появились в 1984 г. на философском факультете МГУ и в Ленинградском университете на экономическом факультете. А пять лет спустя, в 1989 г., были учреждены социологические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. С 1992 г. социология стала обязательным предметом во всех вузах страны.