Творческие вузы должны избавиться от непрофильных факультетов и прекратить выпускать менеджеров, юристов и экономистов – такое заявление 28 ноября сделал министр культуры РФ Владимир Мединский. Ректоры Гнесинки и Литературного института не согласны с министром.
Министр культуры Владимир Мединский опубликовал статью «Реформа высшего образования: стандарты для талантов». В ней он заявил, что творческие вузы должны избавиться от непрофильных факультетов. «Приняв за аксиому, что творческие вузы особенные, я бы пошел еще дальше: избавил бы ВГИК, МАРХИ, Литературный институт и т.д. от лишних факультетов. Юристы, пиарщики, экономисты должны выходить из стен профильных институтов», – говорит Мединский в статье.
Статья стала реакцией на опубликованные в конце ноября списки неэффективных вузов, подготовленные Минобрнауки. В первую группу образовательных учреждений, «имеющих признаки неэффективности в связи со спецификой деятельности», вошли некоторые подведомственные Минкультуры вузы, в частности МАРХИ и Литературный институт им. Горького. В статье Мединский отметил, что «категорически не согласен» с вердиктом коллег – «специфика этого образования совершенно другая», – и подчеркнул, что ни один из попавших в списки Минобрнауки пятнадцати «культурных» вузов не будет закрыт, но при этом признал, что совершенствовать систему надо.
Борис Тарасов, ректор Литературного института им. Горького:
– В этом заявлении есть две стороны – министр справедливо говорит о том, что творческие вузы нельзя оценивать так, как технические и даже гуманитарные институты. Можно согласиться и с тем, что в этих вузах не должно быть никаких лишних факультетов, но у нас их как раз и нет. У нас очень цельное образование, никаких пиарщиков, экономистов, юристов. Их никогда не было, и никогда мы этого не планировали.
Галина Маяровская, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных:
– У нас действительно есть такое направление подготовки как менеджмент, сейчас мы уже делаем третий выпуск, но это очень проблемная специальность. Изначально, когда мы ее открывали, мы ориентировались на арт-менеджмент, и к нам шли в основном выпускники музыкальных училищ, уже имеющие представление о специфике этого направления. Однако после введения ЕГЭ поступать стали те, кто просто сдал математику и обществознание. Это совсем другой контингент детей, который нас не устраивает. Поэтому после открытия нового поколения стандартов по музыкально-прикладному искусству (в 2011 году. – ред.) мы создали профиль «арт-менеджмент» и уже второй год его развиваем, а экономическую группу с профилем «менеджмент управления», наоборот, закрываем. Конечно, для творческих вузов специальности, перечисленные министром, лишние, мы от них далеки. Но арт-менеджмент – это больше продюсерство, как и во ВГИКе (факультет продюсерства и экономики. – ред.). И это как раз направление творческое, которое готовит ребят к работе в сфере культуры и искусства.
Пресс-служба Казанского государственного университета культуры и искусств:
– В нашем вузе действительно есть направление «Экономика и управление на предприятиях культуры и искусства», но оно готовит специалистов только для работы в учреждениях соответствующего профиля. Наши экономисты работают в театрах, музеях, спортивно-оздоровительных учреждениях – они узкоориентированы.