Один учебный год сменяется другим, и к этому порядку вещей довольно быстро привыкаешь. К тому времени, как вы получите диплом магистра, вы обнаружите, что большая часть жизни была подчинена графику «сентябрь – Новый год – весенние экзамены – летние каникулы». Естественно, со временем подобная цикличность начинает утомлять. Кто-то перестает ждать новых интересных впечатлений в новом учебном году на втором курсе университета, кто-то – во втором классе школы. Но, несмотря на все ваше разочарование в системе обучения, помните, что каждый учебный год можно провести с пользой, если следовать нескольким простым правилам.
Прежде чем разработать план действий, разберитесь, чего же вы все-таки хотите добиться. Постарайтесь проанализировать не только учебный процесс, но и те вещи, которые могут оказывать на него влияние.
Возможно, у вас проблемы с успеваемостью. Действительно, двойки и тройки никуда не годятся, уж в этом-то учебном году нужно от них избавиться. Нет двоек и троек? Великолепно, но не стоит расслабляться: посмотрите в ваш дневник/зачетку, найдите там что-либо кроме «отлично» и сосредоточьтесь на том, чтобы больше такого там не появлялось.
Подумайте, каким дисциплинам стоит уделить дополнительное внимание. Примите в расчет не только текущие оценки, но и то, насколько данные предметы понадобятся вам в обозримой перспективе.
Разберитесь, что именно вызывает у вас наибольшие затруднения. Может быть, вы не успеваете записывать за преподавателем или же испытываете трудности с восприятием текста на слух. Возможно, вам с трудом дается написание сочинений и письменное изложение собственных мыслей в целом. Все эти навыки вполне можно улучшить, если предметно поработать над ними в новом учебном году.
Не секрет, что четкий распорядок помогает сконцентрироваться на деле и грамотно перераспределять усилия. Но удивительно, как много учеников и студентов настойчиво игнорируют данное правило. В новом учебном году попытайтесь для разнообразия ему следовать.
Подготовьте для себя персональный распорядок дня. Используйте обычный ежедневник или специальное приложение – как вам удобнее. Отведите часы как для учебы, так и для отдыха. Постарайтесь составить расписание так, чтобы оно было одновременно и достаточно гибким (от неожиданностей никто не застрахован), и достаточно жестким (иначе в нем не будет смысла). Главное – помните, что ключевая идея расписания не в том, чтобы его составить, а в том, чтобы ему следовать. Поначалу будет непросто. Зато потом вы заметите, что стали расходовать время гораздо эффективнее.
Совет, поражающий своей банальностью. Банальнее него, пожалуй, только отговорки в стиле «на часах семь утра, за окном ноябрь и дождь, а первая пара в университете все равно никому не интересна, посплю еще пару часов».
Ходите на занятия. Все. Всегда. В любую погоду и при любом настроении. Существуют личные обстоятельства, которые могут помешать вам попасть на урок, и мы все их прекрасно знаем, но они не имеют ничего общего с вашей ленью и недисциплинированностью.
Отдельный совет для тех, кто никогда не пропускал занятия и только собирается вступить на этот скользкий путь – не делайте этого. Причина даже не в очевидных для всех негативных последствиях прогулов, а в том, что эта порочная практика очень легко входит в привычку, и заставить себя снова посещать занятия на регулярной основе потом бывает крайне трудно.
Еще один очевидный совет, которым также нередко пренебрегают. Постарайтесь устранить все раздражители, которые могут помешать вам сосредоточиться на учебе. И главным из них является не громкая музыка за окном, а... доступ в Сеть. Вне зависимости от того, насколько активно вы пользуетесь гаджетами, желание зайти «только на одну минутку» в интернет появляется уже через четверть часа после начала занятий, а через час – становится непреодолимым.
Добиваясь максимально комфортной для себя обстановки, все же не переусердствуйте – когда мы физически расслаблены, уровень активности нашего мозга также снижается. Чередуйте физические и умственные упражнения – так вы достигнете наилучших результатов.
Существует мнение, что первое впечатление нельзя произвести второй раз. С этим нельзя поспорить, как и с тем, что первое впечатление нередко бывает обманчивым.
Если в восьмом классе (или на первом курсе) математика вызывала у вас отвращение, это совершенно не означает, что ровно так же дела будут обстоять и три года спустя. Отчасти, потому что за три года вы перейдете от простых тем к более сложным и интересным. Но во многом – потому что вы сами изменитесь за эти три года (а период с 15 до 25 лет – это время, когда круг интересов, увлечений и привычек трансформируется с космической быстротой).
Прокрастинация (склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел) – пожалуй, самый опасный враг, поджидающий нас во время учебы или работы. Считается, что она одолевает человека, только когда он сталкивается с масштабными задачами. Спешу разочаровать – вы можете провести впустую целый день/неделю/месяц, даже если не строите наполеоновских планов. Наоборот, нередко мы дольше всего откладываем самые простые задачи. Мы уверены, что прямо сейчас на них можно не тратить время, ведь их можно выполнить в любой момент без особых усилий. Это большая ошибка.
Для того чтобы бороться с этой проблемой, следуйте двум правилам. Во-первых, старайтесь распределять учебную нагрузку на неделе равномерно. Во-вторых, всегда завершайте все дела, которые вы наметили на день. Помните, что от прокрастинации нет прививок – даже если вам удалось провести четверть/семестр в напряженной работе, это никак не страхует вас от возможности впустую тратить время в дальнейшем.