Нашествие дилетантов

Данные последних исследований свидетельствуют: только 52% жителей крупных городов России работают по полученной в ходе образования специальности. При этом лишь 49% считают, что образование - это решающий фактор при выборе профессии. Получается, что половина населения мегаполисов - непрофессионалы. А ведь речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, где и трудоустроиться легче, и общий фон предлагаемых зарплат выше, чем в большинстве малых городов.

Причин того, что половина работающих россиян в своем деле дилетанты, эксперты исследовательской компании Mar Consult, проводившей опрос, называют немало. Но главные - низкая заработная плата и сложности трудоустройства по выбранной специальности. Это «на выходе», а «на входе» руководитель исследовательского департамента компании Ксения Маркова выделяет три обстоятельства, в силу которых связь между образованием и работой в нашей стране оказывается такой слабой.

Во-первых, к моменту поступления большинство выпускников школ не имеют представления о будущей профессии и поступают в вузы по указке родителей или выбирают «модную» специальность. Во-вторых, далеко не у всех есть возможность поступить именно в тот вуз и на тот факультет, куда хочется. Приходится соотносить свои желания с уровнем знаний или с материальными возможностями. Наконец, сейчас высшее образование является обязательным требованием при устройстве на любую работу, связанную с умственным трудом. Поэтому люди стремятся получить высшее образование в принципе, не важно, какое именно.

Директор Института социальной политики Сергей Смирнов добавляет к этому еще и ряд исторических факторов. Он пояснил «НИ»: отказ россиян работать по полученной специальности связан с тем, что значительная часть трудоспособного населения получала образование в Советском Союзе, в условиях плановой экономики. А после перехода к современному рынку многие были вынуждены переквалифицироваться, так как полученные специальности оказались невостребованными. Неприглядную в целом ситуацию усугубил, по словам ученого, кризис: структура нашей экономики не очень диверсифицирована, многие отрасли «схолпнулись», и это тоже вынудило людей менять специальность.

Г-н Смирнов считает эту проблему характерной именно для России, большинство других стран с ней не сталкиваются благодаря более гибкой системе образования. Из этой проблемы вытекает другая - переквалификация в РФ происходит на поверхностном уровне, человек образовывается непосредственно на рабочем месте. Результат получается плачевный: для современной рыночной экономики наши кадры мало приспособлены. Однако, отмечает ученый, они, увы, соответствуют уровню наших технологий. По мнению эксперта, надо менять технологии и тогда повысится уровень кадров.

 

Александра Устюжанина Новые Известия

Другие записи

12.08.2016. Выиграй стипендию на обучение в магистратуре Италии и Испании от Istituto Europeo di Design!
Школа, имеющая более 90 тыс. выпускников по всему миру, открывает программу «Креативный дневник», предназначенную для молодых людей из разных стран, претендующих на 38 международных стипендий IED для обучения…
12.08.2016. Вниманию мечтающих работать на телевидении
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова продолжает прием документов от поступающих в бакалавриат по 5 июля включительно, причем справку о ЕГЭ можно принести и после этой даты. Вся…
12.08.2016. Госдума вводит бессрочную лицензию для образовательных учреждений
Госдума приняла в пятницу в первом чтении правительственные поправки в ряд законодательных актов в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления госуслуг в сфере…
12.08.2016. Отделение бизнес-информатики экономического факультета АНХ при Правительстве РФ объявляет прием студентов в бакалавриат и магистратуру
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Экономический факультет. Отделение бизнес-информатики Объявляет прием студентов в бакалавриат и в магистратуру Бакалавриат: Срок обучения…
12.08.2016. Рособрнадзор обнародовал предварительные итоги ЕГЭ
В 2010 году ЕГЭ проводился по 14 общеобразовательным предметам в 83 субъектах Российской Федерации и в 52 иностранных государствах (включая г. Байконур в Казахстане). Всего было организовано 8 676 пунктов…