Где работает больше всего ученых и делаются самые громкие научные открытия? Большинство ответит, что в Академии наук. Да, это так, однако каждый академик когда-то учился в университетах или институтах и свои первые шаги в науке делал именно там. В российских университетах создана прекрасная научная база, которая удовлетворит любые запросы будущих ученых – сегодняшних абитуриентов или первокурсников, только начинающих знакомиться с наукой.
С 2, 3 или 4-го курса (в разных вузах по-разному) каждый студент выбирает себе научного руководителя в соответствии со своими интересами. «Научным» он называется неспроста. Нет, конечно, никто не будет заставлять студента вести научную деятельность, все-таки задача университета – прежде всего дать образование по специальности, да и дипломная работа не требует научной новизны (в отличие от магистерской или кандидатской диссертации). Но, тем не менее, если студент видит свое будущее в науке, то именно научный руководитель становится тем, кто помогает ему делать первые шаги.
Настоящая же наука обычно начинается в лаборатории! Студент в белом халате и с пробирками в руках уже не просто студент, а нечто большее. Лаборатория – то место, где студенты могут попробовать что-то сделать своими руками.
Возьмем, к примеру, химию. В РХТУ им. Д.И. Менделеева, в лаборатории химии и технологии органического синтеза можно собственноручно сделать таблетку аспирина! В других лабораториях студенты также занимаются техническим дизайном (из технической керамики), выращивают имплантаты для костного эндопротезирования, тестируют новый модуль для очистки сточных вод, выращивают бактерии и т.д.
Конечно, многое зависит от оборудования. Например, в Научно-образовательном центре по нанотехнологиям МГУ им. М.В. Ломоносова (в нем проходят практику студенты физического, химического, биологического факультетов, факультетов наук о материалах, биоинженерии и биоинформатики и фундаментальной медицины), студентам доступно уникальное оборудование – магнитно-резонансный томограф Центра магнитной томографии и спектроскопии, линейки просвечивающих и сканирующих электронных микроскопов и т.д.
Кроме того, в МГУ создан так называемый Центр коллективного пользования (ЦКП), где собрано дорогостоящее новейшее оборудование, используемое в научных исследованиях в разных областях знания – здесь могут делать первые шаги в науке студенты естественнонаучных факультетов. Другой межфакультетский центр – это Институт человека МГУ, где ведется множество интереснейших разработок, в том числе исследования стволовых клеток.
Вообще, наличие первоклассного оборудования – это один из факторов успеха научной деятельности студентов и сотрудников вуза (факультета). Другой фактор – работа с одаренными школьниками. Можно привести интересные и красноречивые цифры. 40% набора на химический факультет МГУ – это победители олимпиад различных уровней, то есть люди, сознательно выбравшие химическую науку. А около 50% выпускников этого же факультета попадают в аспирантуру при факультете, то есть те, кто собирается заниматься наукой всерьез.