В Правительстве города Москвы готовится к принятию поправка к Закону «Об образовании в городе Москве», отменяющая нормативное финансирование негосударственных образовательных учреждений. Принятие данной поправки может поставить под вопрос само существование столичного частного школьного образования, потому что тогда цена обучения в частных школах значительо вырастет. Мы попросили прокомментировать ситуацию Председателя Московского совета АсНООР Ирину Владимировну Боганцеву.
Ирина Владимировна, на каком этапе сейчас находится принятие изменений в Закон «О развитии образования в городе Москве»?
Сейчас ситуация подморожена. Поправки, касающиеся отмены нормативного финансирования негосударственных образовательных учреждений, пока не внесены на рассмотрение в Московскую городскую думу, однако мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков отдал такое распоряжение главе Департамента образования Ольге Николаевне Ларионовой.
Мы много работаем с депутатами Мосгордумы. Как только мы узнали о готовящейся поправке, мы направили депутатам письма от Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов РФ (АсНООР), и многие из них уже встречались со своими избирателями, с директорами школ своих округов, с родителями.
Кроме того, я встречалась с Председателем комиссии по образованию и молодежной политике Мосгордумы Виктором Михайловичем Кругляковым, который согласился с нашей аргументацией. А она такова: идея отменить государственное финансирование негосударственных школ и ввести вместо этого гранты на определенные категории учеников — это незаконная схема, так как государство гарантирует бесплатное среднее образование всем гражданам, а не отдельным категориями граждан. Эти категории вполне могут получить гранты плюс к нормативному финансированию школ. Но заменять нормативное финансирование грантами — это неправильно, противоречит и антимонопольному законодательству, и закону РФ «Об образовании», и Конституции.
Кроме того, предлагаемое распределение грантов создает отличную почву для коррупционной деятельности.
Эта мера, предлагаемая Московским правительством, может подорвать само существование многих частных школ. Многие из них вынуждены будут закрыться, и дети перейдут в государственные школы. Но поправка не отменяет финансирование государственных школ, и, стало быть, там для этих детей финансирование найдется. Так почему же оно не находится для негосударственных школ?
Если же школа не закроется, то ей придется поднять стоимость обучения, несмотря на кризис. И это также приведет к уходу детей.
Мы надеемся, что встреча Виктора Михайловича Круглякова с мэром Москвы приведет к тому, что поправки не будут внесены. Но есть и тревожные сигналы на сегодняшний день. Например, в Зеленограде и в Юго-Западном округе Москвы начальники управлений образования уже собрали директоров негосударственных школ и заявили им, что они расторгают договоры на финансирование. Это произошло буквально 3-4 дня назад. Такой пункт действительно есть в том самом поручении, о котором я говорила в начале. Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше.
Расскажите подробнее, что это за поручение? Чем вызвана эта инициатива?
Я могу только догадываться о мотивах. Во всяком случае, каких-то финансовых или социальных обоснований этому я не вижу.
Мы получили в свое распоряжение выписку из протокола Временной комиссии по финансовому мониторингу организаций промышленности и строительства города Москвы от 19 ноября (сама причастность этой комиссии к такого рода решениям выглядит очень странно). В ней говорится о необходимости перехода на субсидии и отмену нормативного финансирования. Мы узнали об этой выписке не из каких-либо открытых источников — это даже нигде не публикуется! Если бы мы об этом не узнали, не узнал бы никто, а это тысячи людей, работающих в негосударственных школах, родители детей. На сегодняшний день в негосударственных школах Москвы обучаются почти 18 тысяч детей, там работают свыше 12 тысяч сотрудников. Этих сотрудников и родителей детей непосредственно коснутся все эти решения, несмотря на то что принимаются они какой-то временной комиссией... Люди должны понимать, что они принимают по меньшей мере странное решение, которое никому не понятно.
Директора многих негосударственных школ в основном очень зависимые люди. Мало того что они сталкиваются со всеми проблемами, присущими бизнесу, но они еще очень сильно зависят от города, точнее от аренды, финансирования и т.д. Но школы работают на очень конкурентом рынке труда. Главное преимущество негосударственных школ — качество образования, то есть качество преподавательского состава. Лучшим учителям приходится платить хорошие деньги, иначе они уйдут. От 60 до 80% расходов негосударственной школы идет на оплату труда учителей. И мы не можем сократить эти расходы даже на 10%, это очень болезненно для сотрудников.
Сколько сейчас частных школ в Москве?
У меня есть цифры, но абсолютно точных данных я не приведу, и никто не приведет. По моим данным, в Москве работает 163 НОУ. Есть еще цифра, выпускники скольких НОУ в этом году писали ЕГЭ по математике — 116.
Количество негосударственных школ за последние годы сократилось сильно. Точную цифру назвать не могу, но из года в год идет сокращение. Я помню годы, когда было более 300 школ в Москве. Однако это не имеет ничего общего с процессом здоровой конкуренции, когда выживают более сильные школы с лучшим уровнем образования. Этого нет. Закрываются иногда школы с очень высоким качеством образования, в то время как некоторые слабые продолжают работать.
Каково на данный момент нормативное финансирование негосударственных школ?
На общеобразовательную школу на сегодняшний момент выделяется 63112 руб. на одного ребенка. Пока на 2010 год норматив не изменился. Разброс финансирования в зависимости от статуса учебного заведения довольно большой — от 50 тысяч в вечерних школах до 647 тысяч в специальных общеобразовательных школах закрытого типа (интернаты). Большинство НОУ – это средние общеобразовательные школы с нормативом 63112 руб., но есть и некоторое количество центров образования и гимназий с несколько более высоким нормативом.
Насколько законно на данном этапе расторжение контрактов со школами со стороны городских чиновников?
Сейчас это совершенно незаконно. Закон «О развитии образования в городе Москве» не отменен.
Может ли школа оспорить это решение в суде?
Думаю, что может, но вряд ли захочет. Многие просто боятся. Даже когда мы собирали подписи со школ, это было похоже на маленький подвиг со стороны директоров. Его совершили больше половины школ, претендующих на нормативное финансирование. Нам звонили директора школ со словами: «Да, я привезу вам подписи, потому что я просто устала бояться». Причем мы не выдвигали никаких требований, мы собирали подписи под обычной петицией, в которой просили власти хотя бы просто сохранить статус кво. Да что и говорить, я тоже боюсь, и мне было нелегко решиться на инициативу со сбором подписей.
Есть надежды на общее изменение ситуации. В послании Президента прозвучала мысль об уравнивании государственных и частных школ. Может быть, что-то в этом плане будет сделано. Мы надеемся, что нормативное финансирование будет законодательно закреплено на федеральном уровне.