Выросшая на высоком берегу Москвы-реки в 1953 году «высотка» нового здания МГУ поражала москвичей и гостей столицы не только своим внешним великолепием, но и необыкновенными для того голодного послевоенного времени бытовыми удобствами, которыми она была напичкана. В МГУ ходили как на экскурсию – посмотреть на общепитовский сектор, автомат для чистки картофеля и многое другое.
В первые послевоенные годы в Советском Союзе если и строили, то с королевским размахом. Когда речь зашла о строительстве нового комплекса зданий для Московского государственного университета, не скупились на средства и идеи и здесь. Мы не будем затрагивать архитектурные детали или великолепие новых учебных аудиторий, а остановимся на бытовых «мелочах», таких как общежития и столовая.
Сегодня заселение студентов в общежитие по 1–2 человека в комнату – норма, но тогда, в Москве, где жители ютились в коммуналках по 5–6 человек в одной комнате, такая роскошь выглядела просто фантастически. Однако в первые годы после открытия корпусов на Ленинских горах помещений для жилья было столь много, что студенты часто жили по одному человеку в комнате, а в пустующие «общажные» сектора водились экскурсии для интуристов.
В те годы в университет ходили, как в музей, – посмотреть на диковинное великолепие. В магазинах МГУ предлагался картофель, очищенный специальным автоматом! Столовые в зонах Б и В работали с первого дня открытия Главного здания (ГЗ). Но это сейчас там стоят деревянные (хотя и массивные, явно из «той» эпохи) столы без скатертей, а студенты сами приносят пищу и относят посуду на мойку, а тогда, в 50-е, там работали официанты, на столах были крахмальные скатерти и приборы для соли и перца в форме стеклянного МГУ, а также тяжелые мельхиоровые ложки и вилки.
В коридорах МГУ можно было встретиться с самыми неожиданными людьми. Почетных гостей Советского Союза обязательно везли сюда на экскурсию. Студенты вспоминают, как в университет приехал Мао Цзе Дун. Он подходил ко всем, кого встречал на своем пути, здоровался за руку и спрашивал о здоровье.
Однако все это великолепие достаточно быстро стало сходить на нет. Чищеный картофель исчез через несколько месяцев, скатертей и официантов в столовых хватило на пару лет, а мест в общежитии стало не хватать уже к началу 60-х годов. С тех пор и по сей день там селят только студентов старших курсов МГУ.