Школы страны медленно, но все же разворачиваются в сторону интеллектуального развития школьников. Дать школьнику удочку, а не пойманную рыбу. Но при этом школьные учителя с трудом соглашаются с тем, что обучающихся в 8–11-м классах лучше не «пичкать» знаниями, а учить самостоятельно добывать знания и воспитывать нужные для этого качества, развивать способности.
Так и не укоренившиеся в стране знаменитые в свое время развивающие системы Занкова, Эльконина –Давыдова и пр. постепенно замещаются современными образовательными технологиями развития школьников, такими как, например, Образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ). ОТИ применяется в Ломоносовских школах и на курсах Президентской школы.
У заботливых внимательных родителей возникает тревога: «Не приведет ли очередная реформа образования к тому, что старшеклассникам будут все больше и больше доверять самостоятельно постигать вершины школьных наук?»
«Масло в огонь» подлили смелые высказывания всемирно известного ученого Митио Каку на научном фестивале Campus Party Brasil, посвященном будущему образования: «Учеба уже не будет базироваться на запоминании. Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция. Поэтому через год-два школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в интернете: достаточно моргнуть – и появится нужная информация. С одной стороны, не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. С другой – освободившийся умственный резерв переориентируется на интеллект – на развитие способности думать, анализировать, синтезировать, аргументировать, использовать воображение, проявлять внимательность и принимать в итоге верные решения».
А после того, как газета The New York Times назвала Митио Каку одним из самых умных людей Нью-Йорка, мысль о том, что учителя в старшей школе понадобятся только для корректировки действий школьников, стала обсуждаться в общественности еще чаще.
«Конечно же, не так однобоко нужно представлять завтрашний день школы, – уверены учителя, в течение многих лет применяющие ОТИ для развития интеллектуальных способностей школьников, – теоретические знания и основанные на них практические умения и навыки усваиваются и закрепляются современными школьниками в ходе совместного труда с учителями. Но для этого в хороших школах наряду с обучением организовано комплексное развитие таких способностей, как внимание и память, воображение и мышление, организовано системное повышение продуктивности восприятия и переработки устной и письменной речи, продуктивности устного и письменного изложения усвоенных и собственных знаний. А для этого все-равно нужно учителя. Развивающие, живые и ... душевные».
За более чем 35 лет на курсах Президентской школы – лидера в области развития интеллектуальных способностей детей и взрослых, в Москве с использованием образовательной технологии «ИнтеллекТ» обучились более 1,5 млн человек, а 20 тыс. учеников выпускных классов поступили в вуз своей мечты, став впоследствии успешными и яркими, всесторонне развитыми личностями.
PS. Продолжение «страшилки» от Митио Каку: «Безусловно, мы станем более автономными, будем брать большую ответственность за свою жизнь, соответственно, не понадобятся какие-либо «контролирующие органы». Люди станут образовывать сами себя, причем реально осознавая, какие именно знания им нужны. А если необходима консультация, они получат ее, например, у «умной» стены.
Очень скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, будут располагаться повсеместно: в квартирах, офисах, на улицах. Достаточно будет приблизиться к стене и сказать: «Я хочу поговорить с профессором биологии». И тут же на стене появится ученый, который может дать вам всю нужную информацию. Что касается учителей, то они «живьем» уж точно не понадобятся».
Думайте сами...