Обязательный ЕГЭ по иностранному языку нужно вводить поэтапно

 

Новый образовательный стандарт для 10–11-х классов предусматривает введение третьего обязательного ЕГЭ – по иностранному языку. О преимуществах и рисках нововведения рассуждает в интервью РИА Новости учитель английского языка московского лицея «Вторая школа», эксперт программы «Информация для всех» ЮНЕСКО Галина Рынская.

- Галина Олеговна, решение о введении обязательного ЕГЭ по иностранному языку принято, однако остается вопрос о сроках. Все школы страны будут работать по стандарту для старших классов лишь к 2020 году, но ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предлагает сделать ЕГЭ по иностранному языку обязательным как можно скорее. Как вы относитесь к этой идее?

- Идею обязательного ЕГЭ по иностранному языку я поддерживаю, но сроки и методы ее реализации можно и нужно обсуждать. Как учитель я считаю, что действовать в данной ситуации надо осмотрительно и постепенно: вводить обязательный ЕГЭ поэтапно, сначала в пилотном режиме и, в зависимости от результатов, распространять его на всю страну. Начать эксперимент предлагаю с Москвы, где учителя английского языка получают больше других учителей-предметников и где больше всего школьников выбирают ЕГЭ по иностранным языкам.

- ЕГЭ по иностранным языкам непопулярны среди выпускников. Так, английский в этом году сдавали всего 8,5% от общего числа детей, немецкий и французский – вообще десятые доли процентов. На фоне 54% сдававших обществознание и 25% – по физике это вообще не цифры. Чем объяснить такой низкий рейтинг столь важного предмета?

- Во-первых, в очень немногих вузах иностранный язык является профилирующим. Во-вторых, КИМ по английскому языку у нас разработаны по иностранным аналогам, излишне усложнены и рассчитаны скорее на носителей языка, нежели на среднестатистических российских детей. Неслучайно многие выпускники, которые идут сдавать этот экзамен, хотят просто потренироваться перед поступлением в зарубежные вузы и колледжи.

Но мы-то должны готовить наших детей не для отъезда за границу, а для работы на благо нашей промышленности и науки. Английский язык, наряду с информационными технологиями, сегодня становится неотъемлемым «джентльменским набором» при устройстве на любую мало-мальски перспективную работу. Знание иностранных языков расширяет кругозор, позволяет свободно общаться со сверстниками из других стран...

- Поможет ли введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку повысить качество преподавания этого предмета?

- Надеюсь, именно так и произойдет. А главное – это позволит обратить внимание государства на эту проблему и сдвинуть ее решение с мертвой точки. Обязательность предполагает контроль, а это означает, что спрос с учащихся и преподавателей будет строже. Пока у нас английский, равно как и другие иностранные языки, преподается плохо, как второстепенный предмет: если обязательного независимого экзамена нет, требования к учителям предъявлять довольно сложно. Конечно, заинтересованные родители будут находить репетиторов, платить им деньги, но далеко не у всех есть такая возможность, и это не выход из положения.

Что же касается учащихся, то у них наконец-то появится стимул изучать иностранный язык - и не только в старших классах, но на протяжении всей учебы в школе.

Вместе с тем лишь за счет политики «кнута и пряника» реализовать предлагаемое нововведение нам не удастся. Потребуется целый комплекс мер.

- Что необходимо предпринять?

- Действовать надо в разных направлениях. Прежде всего, переработать КИМ по английскому языку: в нынешнем виде они не соответствуют задачам нашей школы и реальным возможностям учащихся и педагогов. Иными словами, уровень заданий должен соответствовать требованиям, какие предъявляются к школьникам в процессе обучения, а не заоблачным иностранным стандартам. Для этого в разработке КИМ должны принять участие методисты и учителя, хорошо знающие школьную практику. Считаю перспективным также введение устной части: умение общаться – одна из ключевых компетенций.

И следует подвергнуть переоценке действующие программы и учебники по английскому языку, поскольку многие из них, рекомендуемые для школы, оказываются совершенно неэффективными.

Вне всякого сомнения, необходимо повышать квалификацию учителей и проводить их аттестацию в форме ЕГЭ. Пусть докажут, что они знают язык, который преподают: умеют свободно общаться, отвечать на вопросы, грамотно писать. Чем больше будет у нас педагогов, подтвердивших свою квалификацию, тем больше будет экспертов, способных принять и оценить устную часть ЕГЭ по иностранному языку. Не сдавшие экзамена пусть ищут другую работу.

- Каких основных принципов нужно придерживаться в преподавании иностранного языка при переходе на новые стандарты?

- Цели и задачи преподавания английского языка в школе должны отвечать запросам общества, а требования, предъявляемые к выпускникам, должны быть выполнимыми. Тогда и задания к ЕГЭ станут реальными, и учителя с учениками подтянутся.

Подготовила Ольга Дашковская, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости.

 

Ольга Дашковская РИА Новости

Другие записи

12.08.2016. Диссертация без кандидата
С нового учебного года аспирантам и докторантам на технических и естественнонаучных кафедрах поднимут стипендии до 6 тыс. и 10 тыс. руб. соответственно. Это последнее повышение: со следующего года Минобрнауки…
12.08.2016. Рособрнадзор подвел окончательные итоги ЕГЭ-2012
  В 2012 году школу окончили чуть меньше 780 тыс. одиннадцатиклассников. Тем не менее, общее число участников основного этапа ЕГЭ превысило 840 тыс. человек. Еще 60 тыс. приняли участие в дополнительном…
12.08.2016. Одна из самых главных легенд Военмеха – знаменитый космонавт Георгий Михайлович Гречко
Как-то раз Гречко сказал, что все, чему его учили в Военмехе, впоследствии пригодилось – даже то, что тогда казалось ненужным.  Вот один из случаев, которые иногда вспоминают заслуженные работники Военмеха.…
12.08.2016. МГИМО: собственный парикмахер
  Что нужно, чтобы стать легендой вуза? Быть талантливым преподавателем; старинным зданием; необычной традицией и так далее. Но бывают и совсем неожиданные варианты. Например, одна из легенд МГИМО – это...…
12.08.2016. Лондон ждет! На старт, внимание...
  Специальное предложение только на это лето: учеба и проживание – все включено! Все внимание этим летом будет приковано только к Лондону! Окажитесь в центре событий вместе с KAPLAN и сэкономьте.  Забронируйте…