Один диплом – хорошо, а два – лучше

Программы двойных дипломов полезны и студентам, и вузам, и преподавателям. К такому выводу пришли авторы исследования, которое было проведено при поддержке Представительства Европейского cоюза в России.

Перед группой экспертов стояла сложная, но интересная задача – оценить масштаб и состояние программ двойных дипломов, разработанных университетами России совместно с вузами стран – членов Европейского cоюза (ЕС). Исследователи хотели выяснить, какое место данные программы занимают в системе российского высшего образования и насколько они эффективны. При этом требовалось составить максимально полный список программ, ведь до сих пор материалы по этой теме были крайне фрагментарны.

Собрать и систематизировать данные оказалось делом трудоемким. Выяснилось, что информация, опубликованная на сайтах российских вузов или представленная в других источниках, далеко не всегда отражает объем сотрудничества. Проще говоря, наличие у российского вуза соглашения с зарубежным университетом не означает, что они взаимодействуют на практике. Да и судя по всему, не существует единого понимания того, что собой представляет программа двойного диплома. Поэтому экспертная группа исключила из анализа студенческие обмены, включенное обучение и совместные краткосрочные программы.

Взяв за основу характеристики, принятые в странах ЕС, исследователи проанализировали те проекты, в основе которых лежали сопоставимость и синхронизация образовательных программ двух и более вузов. Это, в частности, подразумевает совместную разработку учебного плана и изучение части программы студентами в партнерском университете. Причем продолжительность пребывания должна быть сопоставимой с обучением в родном университете. Помимо этого, такого рода проекты предполагают и преподавательский обмен, когда в рамках разработанной совместной программы преподаватели из вузов-партнеров работают в обоих университетах и входят в состав общей приемной комиссии. И, конечно, выпускники такой программы получают либо по диплому от каждого университета, либо один совместный.

В Европе программы двойных дипломов давно уже стали основной тенденцией образовательной политики, одним из ее приоритетов. В России же в истории развития этих программ можно выделить три этапа. В 1990-е гг. в ответ на новые запросы рынка появляются первые пробные программы двойных дипломов. В начале 2000-х гг. наша страна присоединяется к Болонскому процессу: территория распространения программ двойных дипломов расширяется, появляются межгосударственные проекты. Сейчас начинается новый этап. В ближайшие годы, полагают исследователи, разработка подобных программ в России будет набирать обороты.

Впрочем, о нынешнем положении дел лучше всего говорят цифры. Проведенное исследование показало: на сегодняшний день можно с известной долей уверенности говорить о наличии 239 программ двойных дипломов в 74 университетах России. Значительная их часть приходится на такие специальности, как управление и экономика (45%) и инженерные (35%). Далее идут гуманитарные науки (14%) и естественно-научное направление (около 6%). При этом большая часть программ двойных дипломов, а именно 65%, разработана для магистратуры. На долю бакалавриата и аспирантуры приходится 20 и 6% соответственно.

По количеству заключенных соглашений о реализации программ двойных дипломов безусловное лидерство держат французские вузы. На их долю приходится 89 программ, или около 37% от общего числа. Это превышает результат ближайшего «конкурента» – Германии – более чем в полтора раза (53 программы и 22%). Великобритания с 40 программами (17%) занимает третье место. Активны и вузы Финляндии: 22 программы двойных дипломов, что дает им 9% и четвертое место. В основном сотрудничество ведется с учебными заведениями на Северо-Западе России.

Что же побуждает вузы разрабатывать программы двойных дипломов? Более 70% вузов ответили, что главным движущим мотивом стала конкурентоспособность студентов. Плюс интернационализация высшего образования сегодня – необходимое условие развития университета.

Среди основных трудностей, с которыми приходится сталкиваться, университеты называют отсутствие опыта налаживания подобного сотрудничества, недостаточное знание иностранного языка российскими преподавателями и студентами, а также проблемы законодательного характера.

Экспертная группа выработала целый ряд рекомендаций по результатам проведенного анализа. Так, исследователи предложили внести в новый проект закона об образовании понятия «программы двойного диплома» и «программы совместного диплома». Они рекомендовали разработать целый комплекс нормативных и методических материалов по данной тематике. Было также предложено проводить ежегодную конференцию по вопросам создания общего пространства ЕС – Россия в области высшего образования. Конечно же, на ней будут обсуждаться программы двойных дипломов. По мнению экспертов, при отборе заявок на получение финансирования в рамках программ ЕС «Tempus» и «Erasmus Mundus Партнерство» предпочтение должно отдаваться проектам по разработке и внедрению программ двойных дипломов.

Василий Воропаев Российская газета

Другие записи

12.08.2016. МГИУ: багги, грузовики, картинг и ралли
В МГИУ всегда были автомобильные команды, так называемые автоотряды. В отличие от других вузов, студенты МГИУ никогда не выезжали на картошку, только на обслуживание разных проектов типа «картошки» уже…
12.08.2016. Сотрудничество МГУ и частной школы «ЛУЧиК»
В ноябре 2011 года частная школа «ЛУЧиК» заключила договор о сотрудничестве с МГУ им. М. В. Ломоносова. Не случайно среди множества факультетов школа остановила свой выбор на факультете мировой политики.…
12.08.2016. Международная образовательная выставка hiEdu 2012
Ежегодная специализированная Международная образовательная выставка  «hiEdu 2012 – Высшее образование, МВА и подготовка в университеты» пройдет в следующих городах России: 15–17 марта – в Краснодаре и…
12.08.2016. ЕГЭ по русскому переведут в 9-й класс
  Итоговая коллегия Минобрнауки длилась почти три часа, но настоящий взрыв в блогосфере вызвало предложение министра перенести сдачу экзамена по русскому языку в 9-й класс. Кстати, идею министра поддержал…
12.08.2016. ЕГЭ-2012: в кабинете не больше 15 учеников, а для сдачи математики – не менее 24 баллов
  Единый госэкзамен для образования уже давно не эксперимент, а итоговый и обязательный элемент обучения. С каждым годом правила проведения меняются. Мы разбирались, что ждет выпускников в этом году. Что…