5 октября, в понедельник, более чем в 100 странах мира отмечается День учителя - профессиональный праздник учителей, преподавателей и других работников сферы образования. Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). С 1994 года Россия отмечает День учителя по всемирному календарю - 5 октября каждого года. Ранее этот профессиональный праздник выпадал на первое воскресенье октября.
Большинство учителей, работающих в разных странах мира, удовлетворены своей профессиональной деятельностью и положительно оценивают свой вклад в воспитание детей и развитие общества. К такому выводу пришли аналитики Организации экономического развития и сотрудничества (OEDC), которые в июне 2009 года представили новое масштабное исследование, посвященное работе учителей в 23 разных странах мира - от стран Европейского союза до Бразилии и Малайзии. Результаты исследования основаны на опросе более 70 тыс. педагогов. Также в ходе исследования был составлен социодемографический портрет современного педагога.
Большинство учителей - в среднем 70% по всем странам - участникам исследования - женщины. Больше всего женщин-учителей в Болгарии, Эстонии, Литве, Словакии и Словении - в этих государствах их доля приближается к 85%, в России, по данным Центра социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова , она составляет около 81%. Среди директоров школ картина другая - 55% руководящих должностей в учебных заведениях занимают мужчины. Максимальная доля женщин-директоров в Бразилии - около 87%, минимальная - в Турции (7%) и Южной Корее (12%).
Учителей старше 60 лет больше всего в Норвегии и Эстонии (порядка 12%). Абсолютный рекордсмен по числу молодых специалистов (до 30 лет) среди преподавательского состава - Турция. В этой стране доля молодых учителей приближается к 43%, тогда как на Мальте - второй стране по числу молодых педагогов в школах - данный показатель составляет только 32%. Меньше всего молодежи в итальянских средних учебных заведениях - всего около 2%. Проблема старения преподавательского состава до сих пор остается одной из самых актуальных в мире, однако ситуация в скором времени может начать изменяться к лучшему - уже сегодня в таких странах, как Бельгия, Бразилия, Ирландия, Малайзия, Мальта, Польша и Турция более 50% учителей находятся в возрастной группе моложе 40 лет. В России средний возраст учителя - 43 года. В школах нашей страны работают около 13% педагогов старше 60 лет, и столько же - моложе 30 лет.
В значительной степени страны отличаются и по продолжительности учительской карьеры, хотя практически все опрошенные отмечают, что работа учителем - одна из самых востребованных и стабильных. Лидер по продолжительности преподавательского стажа - Австрия, здесь 57% учителей на данный момент посвятили школе 20 или более лет. Доля педагогов с опытом работы менее 2 лет выше всего в Исландии (17%) и Турции (по 18%). С большой вероятностью это связано с массовым омоложением преподавательского состава, которое произошло в этих странах в последнее десятилетие.
В среднем по всем странам, участвовавшим в исследовании, высшее образование получили 97% учителей. Число обладателей среднего профессионального и незаконченного высшего образования выше всего в Бразилии (9%), Мексике (10%) и Исландии (12%). Степень магистра в среднем имеют около трети всех респондентов, и только 1% - академические степени выше магистерской. Лидерами по числу магистерских степеней являются Словакия (96%), Польша (94%), Испания (79%), Италия (77%) и Болгария (64%).
Высшее образование есть у 84% российских учителей, и практически у всех директоров школ. 3,6% руководителей средних учебных заведений имеют степень кандидата наук или выше; среди учителей этот показатель составляет 0,7%.
В среднем около 83% учителей стран - участниц исследования Европейской организации сотрудничества и развития работают в государственных школах. Максимальное число педагогов, занятых в частных школах - в Ирландии и Бельгии - в этих странах частные школы в той или иной мере тесно связаны с государственной системой образования. В Ирландии, к примеру, государство финансово поддерживает частные учебные заведения, что позволяет освободить родителей от уплаты взносов за обучение. Минимальное число учителей в частном секторе - в таких странах, как Болгария, Эстония, Исландия, Италия, Литва, Малайзия, Норвегия и Словения - в среднем около 5%.