Определены лучшие сайты вузов

Положение университетов России в рейтинге Webometrics незавидно. Самая лучшая позиция, по данным прошлого года, у МГУ им. М.В. Ломоносова – 186-е место. Следом идет СПбГУ – 927-е место. Пятерку замыкают Новосибирский госуниверситет (949-е), НИУ ВШЭ (1143-е) и МФТИ (1219-е). Однако ситуация не безнадежная, уверен один из авторов рейтинга, руководитель испанской лаборатории Cybermetrics Lab Исидро Агийо. На встрече с представителями отечественных университетов, которая состоялась в Высшей школе экономики, он рассказал об основных ошибках в продвижении сайтов и объяснил, как улучшить ситуацию.

Справка STRF

Основные рекомендации российским вузам

  1. Нужно обеспечить более легкий доступ к информации о деятельности вуза (двойственное или тройственное присутствие одного вуза в интернете этому мешает).
  2. Следует создать иностранную версию сайта, что обеспечит дополнительные ссылки из зарубежных стран. 
  3. Содержание сайтов должно быть ориентировано на более широкую аудиторию, а не только на студентов и преподавателей.

Все в сеть

Webometrics считается одним из престижных рейтингов вузов, который составляется с 2004 года лабораторией Cybermetrics Lab, входящей в национальный Центр информации и документации при Высшем совете по научным исследованиям Испании. Как подчеркнул г-н Агийо, их рейтинг финансируется за счет государства в отличие от многих других, которые делаются частными компаниями или средствами массовой информации.

Испанцы взялись за составление рейтинга из нескольких соображений. В первую очередь, понимая, что в условиях глобализации, когда страны интегрируются в единое мировое экономическое пространство, разворачивается настоящая борьба за студентов. (Руководствуясь этими же мотивами, а кроме того, желанием реабилитировать российскую высшую школу в глазах мировой общественности, решили составить первый глобальный рейтинг вузов и в России.) В настоящее время около трех миллионов студентов свободно перемещаются из одной страны в другую. Соответственно университеты находятся в ситуации жесткой конкуренции. Ранжирование вузов играет далеко не последнюю роль в распределении финансовых потоков, среди которых значительная доля поступает от студентов и выпускников, получивших престижную работу.

Существовавшие на тот момент рейтинги, по мнению Исидро Агийо, имели серьезные недостатки. Например, Шанхайский в большей степени ориентировался (как, впрочем, и ориентируется) на исследовательскую деятельность вузов. Поэтому два критерия оценки из шести в нем связаны с количеством выпускников и сотрудников вуза, получивших Нобелевские премии и медали Филдса (высшая математическая награда). Хотя надо учитывать, что медаль Филдса за всю историю получили около 50 человек, а Нобелевскую премию – менее 600.

«Мы решили создать свой рейтинг, чтобы пользователи получили дополнительную информацию о вузах, – говорит Исидро Агийо. – Долго думали, как лучше его составлять. Имеется множество индикаторов оценки деятельности университетов. Но проблема в том, что довольно сложно собрать достоверную информацию о многих тысячах вузах, особенно развивающихся стран. Кроме того, трудно сравнивать и соотносить сведения об учебных заведениях разных стран. Учитывая все преимущества интернета, а также перспективы его использования в образовательной и научной сферах, мы решили использовать web в качестве основного источника информации об университетах».

Доступ в интернет имеют все учебные заведения мира, каждый из них при желании может использовать его ресурсы, у любого преподавателя есть возможность опубликовать там свою статью, как научную, так и публицистическую. И если в специализированном журнале статья доступна нескольким сотням профессионалов и ими же оценивается, то в интернете – миллионам.

Авторы Webometrics постарались, чтобы методология оценки вузов не была слишком сложной. Деятельность университетов оценивается по следующим критериям:

  1. Веб-размер (количество страниц вузовского сайта, найденных поисковиками).
  2. Заметность (количество внешних ссылок на сайт).
  3. Количество загруженных файлов (pdf, doc, ppt и ps).
  4. Количество публикаций и индекс цитируемости по оценке Google Scholar.

Один вуз – один сайт

Рейтинг обновляется два раза в год: в январе и в июле. Разработчики поставили перед собой цель не просто определить сотню лучших университетов, но и ранжировать максимально возможное число вузов. В рейтинг попадает около 16 тысяч учебных заведений со всего мира. Более 50 процентов позиций в топ-200 принадлежит университетам США и Канады. С одной стороны, это объясняется их широким присутствием в интернете, а с другой – целым рядом сопутствующих продвижению в мире американской системы образования факторов (политических, финансовых, культурных, экономических и т.д.).

В США даже крупные университеты представлены в интернете как единое целое, в Европе они разрозненны. То же самое характерно и для России. Головной вуз имеет один сайт, филиалы – другие, и между собой они практически не связаны. Использование одним университетом нескольких доменов, по мнению г-на Агийо, одна из главных ошибок.

«Думаю, не ошибусь, если предположу, что ведущие вузы России могли бы находиться в топ-50 нашего рейтинга, но из-за некоторых вполне типичных ошибок пока занимают гораздо худшие позиции, – отметил Исидро Агийо. – Составляя рейтинг, мы пришли к выводу, что основная проблема заключается в том, что многие вузы не публикуют информацию о своей деятельности. Не исключено, что на самом деле они работают гораздо лучше, чем это представлено в интернете».

Эту проблему, кстати, понимают не только западные эксперты. Рособрнадзор планирует ужесточить требования к вузовским сайтам, включив их оценку в аккредитационные показатели университетов. Поэтому есть надежда, что и отечественные вузы расширят свое присутствие на просторах интернета. Пока же несколько сотен российских вузов вообще не имеют сайтов.

При составлении рейтинга испанские исследователи оценивали информацию о 717 вузах России. И выяснили, что у 40 университетов имеется несколько сайтов, причем обновляются они только на русском. Сведения на иностранных языках предоставляют единицы. Но те англоязычные странички, которые имеются у некоторых вузов, оторваны от основного сайта, а должны быть тесно связаны с русским контентом. Количество ссылок с внешних источников на эти сайты невелико. То есть низкие позиции российских вузов в рейтинге объясняются главным образом отсутствием линков на их сайты из зарубежных стран.

«В России количество посещений на 90% обеспечивается жителями страны, а, например, в США около 50% – это иностранцы, – говорит Исидро Агийо. – Еще одна проблема связана с тем, что большую часть посетителей сайтов российских вузов составляют студенты. Это не совсем правильно. В период каникул происходит обвал посещаемости. Надо стараться предоставлять более разноплановую информацию, которая будет интересна не только учащимся и преподавателям, но и более широкой аудитории, в том числе и зарубежной. Например, на вузовском сайте может быть представлена информация о политической, экономической, культурной жизни города или региона, в котором находится университет».

Стимул для развития?

Webometrics, как, впрочем, и любой другой глобальный рейтинг вузов, воспринимается академическим сообществом неоднозначно. Многие эксперты считают, что испанские исследователи действуют по принципу наименьшего сопротивления, используя ту информацию, которая лежит на поверхности и которую проще всего получить. Недостаток Webometrics заключается в том, что он фактически опирается на единственный источник – сайты вузов. Но насколько полно там отражается деятельность университетов – большой вопрос. К тому же российские вузы еще не полностью освоили этот ресурс. Так считают в России, где традиционно сильны позиции людей, предпочитающих неформализованный подход к оценке научной и образовательной деятельности.

Марина Муравьёва S&T RF

Другие записи

12.08.2016. День открытых дверей в Московском государственном университете приборостроения и информатики (МГУПИ)
Уважаемые абитуриенты! В Московском государственном университете приборостроения и информатики (МГУПИ) 15 мая 2011 года в 11.00 состоится День открытых дверей. На Дне открытых дверей будут представлены…
12.08.2016. Кем стать? Выбрать профессию помогут экскурсии в московские офисы лидирующих компаний
Каждую неделю «PROekt PRO: пропуск в профессию» организует экскурсии в ведущие компании, чтобы школьники могли своими глазами увидеть мир современных профессий и ответить на вопрос «Кем быть?». Экскурсии,…
12.08.2016. Как сэкономить на обучении в университетах в США?
Предварительное обучение в колледжах Foothill и De Anza даст Вам до 50% экономии при последующем обучении! Детали можно узнать на презентации колледжей. 10 февраля, в среду, в 18.00 в офисе учебного центра…
12.08.2016. Образование в Канаде - презентация института Conestoga College
  ОБРАЗОВАНИЕ В КАНАДЕ презентация одного из ведущих технологических институтов Conestoga College Презентация состоится 9 февраля в 18.00 по адресу: Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская,…
12.08.2016. Хороших репетиторов на образовательном рынке мало
Репетиторство в нашей стране имеет давние традиции. Времена меняются, но нам по-прежнему нужны профессиональные  преподаватели, которые помогут ребенку справиться с трудными предметами или с нежеланием…