Глава Рособрнадзора Любовь Глебова заявила о том, что ведомство готовит иск к администраторам группы «САМОподготовка к ЕГЭ», которая была создана в социальной сети «В контакте». Членами интернет-сообщества являются около 300 тыс. человек. Во время сдачи экзамена создатели группы предложили учащимся фотографировать задания ЕГЭ мобильным телефоном и отправлять их для «совместного решения». Так, 6 июня, в день обязательного ЕГЭ по математике, несколько заданий для Москвы и Санкт-Петербурга появились на сайте уже через два часа после начала экзамена. Администраторы заявили, что «добились пика посещаемости – 165 тыс. человек в сутки».
Кроме того, участникам группы была предложена отдельная услуга – за деньги получить ответы на задания на мобильный телефон. Правда, в этом году правила проведения ЕГЭ прямо запрещают иметь при себе мобильники – при обнаружении телефона ученика должны удалить с экзамена.
Деятельность группы заметили и некоторые учителя, которые 7 июня потребовали реакции от Рособрнадзора. Через два дня на сайте «Учительской газеты» неожиданно появилось открытое письмо некоего Славы Борисова, который назвал себя «куратором группы и главным инициатором всероссийского списывания».
Он рассказал, что создатели сообщества согласны с идеей ЕГЭ, но он кажется им недостаточно объективным. «Первые КИМы (контрольно-измерительные материалы. – «Ъ») по некоторым предметам появлялись за двое суток до начала экзамена, – заявил господин Борисов. – Группа ярко и красочно объективно выставила напоказ то, что государство не хочет убирать. Коррупцию, списывание, кумовство».
По словам господина Борисова, группа изначально создавалась как площадка для общения учеников, «не имеющих возможности работать с репетитором». Задания ЕГЭ собирались якобы для того, чтобы «снять хоть на каплю нервный стресс у выпускников», которые могли перед экзаменом прорешать задания для Дальнего Востока и «обрести хоть некоторую уверенность в своих силах». Куратор группы признал, что «в некоторой мере» способствовал списыванию, но сделал это, чтобы высветить проблему. Вопросы денежного вознаграждения за свою работу господин Борисов в письме не затронул.
Администрация сайта «В контакте» утверждает, что деятельность группы не имеет к ним никакого отношения. «В контакте» – это всего лишь средство коммуникации, такие действия могли бы быть совершены и по другим каналам,– заявил «Ъ» представитель «В контакте» Владислав Цыплухин. – Если бы была жалоба на эти действия, мы бы, безусловно, помогли Рособрнадзору, но к нам никто не обращался».
Пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей Шатунов передал через «Ъ» ответ господину Борисову, назвав его письмо «полной ерундой и попыткой снять с себя ответственность». Специалисты ведомства следили за группой «САМОподготовка к ЕГЭ» и другими сайтами – «до начала экзаменов ни у кого не было реальных заданий, они просто обманывали посетителей, подсовывая демоверсии». «Во время экзамена люди отсылали этому благородному борцу кусочки заданий, за ответы с них требовали от 290 до 990 руб., – заявил господин Шатунов. – И при этом «инициатор всероссийского списывания» еще делает какие-то заявления общественно-политического характера. По нему просто плачет тюрьма».
Господин Шатунов затруднился сообщить «Ъ» подробности готовящегося иска. По его словам, юристы ведомства ведут консультации с департаментом экономической безопасности МВД РФ. «Этот благородный дон втянул в противоправные действия большое количество несовершеннолетних школьников. Это уже уголовно наказуемое деяние», – заявил представитель Рособрнадзора. Кроме того, специалисты ведомства усматривают в деятельности господина Борисова и признаки мошенничества – по их данным, он отправлял выпускникам и неверные ответы. Точное количество запросов и вырученная господином Борисовым сумма, вероятно, будут выяснены в ходе разбирательства.
Пресс-секретарь Рособрнадзора заявил, что деятельность группы господина Борисова не могла серьезно повлиять на результаты экзаменов. «Не только на одном этом сайте, а вообще в Сети было выложено лишь 120 фрагментов заданий ЕГЭ по математике, который сдавало почти 800 тыс. человек, – заявил господин Шатунов. – По всем 14 предметам вместе – около 300 кусочков заданий. Это нельзя назвать массовым списыванием».