1 апреля в Москве проходил Первый всероссийский съезд учителей истории и обществознания. Учителя, директора школ и методисты со всей страны обсуждали то, что наболело: почему в новых стандартах образования для старшей школы история не является обязательным предметом, почему на историю сокращаются часы и, наконец, не пора ли вернуться к линейной системе преподавания предмета – как и раньше, начинать в пятом классе с Древнего мира и заканчивать в одиннадцатом современностью.
Стандарты и концентры
То, что история по новым, еще не утвержденным, стандартам может перестать быть обязательным предметом, напрямую связано с тем, по какой схеме ее сегодня преподают. В начале 1990-х отменили всеобщее полное среднее образование и сделали обязательной лишь девятилетку. Тогда же государство решило: нельзя допустить, чтобы ребенок после 9-го класса выходил из школы, не зная о том, что была Октябрьская революция, Великая Отечественная война... И потому постановили: нужно проходить всю историю дважды. Сначала – с пятого по девятый класс, а потом то же самое – на более глубоком уровне, в 10 и 11-м классах. Новшество назвали концентрической системой.
Это привело к резкому снижению знания истории. Ведь за два часа в неделю, отведенные с 5 по 9-й класс на предмет, нужно пройти ее всю. При том, что возрастные познавательные возможности детей не соответствуют программе: в 8-м классе школьники изучают XIX век с его либерализмом, народничеством, реформами, а в следующем девятом классе им приходится объяснять смысл истоков большевизма, революций, тоталитаризма… Они еще не доросли до таких сложных проблем, да еще и нет времени на подробное объяснение.
Учитель истории столичной гимназии № 1543 Леонид Кацва вспомнил фразу городского методиста, сказанную тем в период введения концентров: «Запомните коллеги, теперь задавать вопросы «почему» будет некогда». А тогда зачем работать? – считают учителя.
Между тем, сегодня можно было бы спокойно вернуться к линейной системе преподавания: летом 2007-го года был подписан закон об обязательной 11-летке. Но пока этого почему-то не произошло.
«У меня в школе, – рассказал на съезде Леонид Кацва, – сохранилась линейная система. Но она погибнет, как только будет введена Государственная итоговая аттестация (ГИА – аналог ЕГЭ) в 9-м классе. Там ведь будут проверять знание всей истории».
Как концентр связан с новым стандартом для старшей школы? Очень просто. По стандарту, государство готово оплачивать лишь семь предметов: четыре – по выбору школьника и три обязательных – физкультура, ОБЖ и Россия в мире (суррогат истории, обществознания, права, географии и т.д.). По замыслу разработчиков, те, кто в 10–11-м классах не выберет историю, все равно получат ее в виде России в мире. Значит, для таких старшеклассников второй концентр будет фактически отменен. Толком историю они знать не будут.
По мнению Леонида Кацвы, этого допускать нельзя. Отсюда – предложения от московского регионального совета Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания и членов Исторического клуба газеты «История».
Вот они: стандарт в его нынешнем виде принимать нельзя. Нужно вернуться к его обсуждению и сохранить историю как обязательный предмет не только на профильном, но и на базовом (или интегрированном) уровне в 10–11-м классах.
Нужно разрешить школам самостоятельно выбирать либо линейную, либо концентрическую систему преподавания.
От обязательной для всех Государственной итоговой аттестации в 9-м классе стоит отказаться. Если ребенок выбирает историю в 9-м классе, можно разрешить ему сдавать этот экзамен в любой форме, скорректировав содержание ГИА так, чтобы он был приемлем и для линейной, и для концентрической системы.
Сохранить вариативность учебников по истории. Один учебник, к которому призывает депутат Госдумы Владимир Мединский, неприемлем.
К этим предложениям свои добавил Леонид Кацва.
Они таковы: предмет Россия в мире вводится в школе может. Но он не должен являться заменой истории. Он может быть лишь дополнением к истории и рассматриваться не как исторический, а как обществоведческий. История, география, экономика, социология – все это вместе и есть обществознание.
В тех школах, которые будут работать по линейной системе, содержание ГИА следует ограничить ХIХ веком, чтобы в 10–11-м классах нормально и спокойно два года изучать ХХ век и начало ХХI столетия. Делать это в более раннем возрасте бессмысленно.
Пора изменить количество времени, отводимого на историю и обществоведение в 6–8-м классах. Обществоведение в средних классах превращается в болтовню, поэтому эти часы стоит передать на историю. А обществоведение изучать в 9–11-м классах, когда дети к нему готовы.
Что касается учебной литературы, то нужно отказаться от грифа «рекомендовано», ограничиваясь «допущено», что означает: в учебнике нет грубых исторических ошибок, экстремистских призывов. После этого учебник выходит на рынок. Средства на его приобретение должны передаваться в школу, чтобы она самостоятельно принимала решение о том, какими из учебников будет пользоваться.
Побеждает то, чем я лучше управляю
«У нас от вас волосы шевелятся», – сказала одна учительница выступавшему на секции съезда главному разработчику стандартов гендиректору издательства «Просвещение» Александру Кондакову. А другая добавила: «Сердце кровью обливается, когда сегодня наше историческое образование растаптывается новыми стандартами». Это – отражение мнения основной массы учителей.
К новому стандарту у историков есть и мировоззренческие претензии: задачи, поставленные в нем, не сообразуются с реальностью. Об этом говорила Елена Халтурина, учитель истории и обществознания Медведевской школы № 3 из Марий Эл: «В стандарте главным критерием оценивания является уже не объем знаний, а нравственность. Считается, что ребенок без внешнего принуждения должен ориентировать свое поведение на нормы морали. При этом там нет критерия оценивания самого уровня нравственности».
А еще стандарт не учитывает, что помимо школьных уроков детей сегодня формирует Интернет, социальные сети, компьютерные игры и СМИ. «В компьютерных играх мораль и этика не предполагаются, – сказала Елена Халтурина. – И когда мы говорим, что добро побеждает зло, для ребенка это спорно. Он уверен: побеждает то, чем я лучше управляю».
Отчасти поэтому у современных детей отсутствуют моральные критерии в оценке истории. Семиклассники, которые проходят «смутное время», тему «нравственный подвиг народа в обуздании врага», совсем не воспринимают примеры с точки зрения нравственности. «Когда раньше мы рассказывали детям, как люди снимали с себя золотые украшения и складывали в общую кучу, чтобы собрать ополченцев, – говорит Елена Халтурина, – звучали вопросы, свидетельствовавшие о том, что дети готовы сопереживать, примерить на себя ситуацию. Сейчас же мы слышим: а как потом узнать золото, которые вы сдали, как вернуть драгоценности обратно»?
В такой ситуации особенно важно, чтобы история в старших классах была обязательной для всех. Чтобы на этот предмет было достаточное количество часов, достаточное для того, чтобы задавать вопросы и отвечать на них.