Предмет «Россия в мире» не должен заменить «историю»

1 апреля в Москве проходил Первый всероссийский съезд учителей истории и обществознания. Учителя, директора школ и методисты со всей страны обсуждали то, что наболело: почему в новых стандартах образования для старшей школы история не является обязательным предметом, почему на историю сокращаются часы и, наконец, не пора ли вернуться к линейной системе преподавания предмета – как и раньше, начинать в пятом классе с Древнего мира и заканчивать в одиннадцатом современностью.

Стандарты и концентры

То, что история по новым, еще не утвержденным, стандартам может перестать быть обязательным предметом, напрямую связано с тем, по какой схеме ее сегодня преподают. В начале 1990-х отменили всеобщее полное среднее образование и сделали обязательной лишь девятилетку. Тогда же государство решило: нельзя допустить, чтобы ребенок после 9-го класса выходил из школы, не зная о том, что была Октябрьская революция, Великая Отечественная война... И потому постановили: нужно проходить всю историю дважды. Сначала – с пятого по девятый класс, а потом то же самое – на более глубоком уровне, в 10 и 11-м классах. Новшество назвали концентрической системой.

Это привело к резкому снижению знания истории. Ведь за два часа в неделю, отведенные с 5 по 9-й класс на предмет, нужно пройти ее всю. При том, что возрастные познавательные возможности детей не соответствуют программе: в 8-м классе школьники изучают XIX век с его либерализмом, народничеством, реформами, а в следующем девятом классе им приходится объяснять смысл истоков большевизма, революций, тоталитаризма… Они еще не доросли до таких сложных проблем, да еще и нет времени на подробное объяснение.

Учитель истории столичной гимназии № 1543 Леонид Кацва вспомнил фразу городского методиста, сказанную тем в период введения концентров: «Запомните коллеги, теперь задавать вопросы «почему» будет некогда». А тогда зачем работать? – считают учителя.
Между тем, сегодня можно было бы спокойно вернуться к линейной системе преподавания: летом 2007-го года был подписан закон об обязательной 11-летке. Но пока этого почему-то не произошло.

«У меня в школе, – рассказал на съезде Леонид Кацва, – сохранилась линейная система. Но она погибнет, как только будет введена Государственная итоговая аттестация (ГИА – аналог ЕГЭ) в 9-м классе. Там ведь будут проверять знание всей истории».

Как концентр связан с новым стандартом для старшей школы? Очень просто. По стандарту, государство готово оплачивать лишь семь предметов: четыре – по выбору школьника и три обязательных – физкультура, ОБЖ и Россия в мире (суррогат истории, обществознания, права, географии и т.д.). По замыслу разработчиков, те, кто в 10–11-м классах не выберет историю, все равно получат ее в виде России в мире. Значит, для таких старшеклассников второй концентр будет фактически отменен. Толком историю они знать не будут.

По мнению Леонида Кацвы, этого допускать нельзя. Отсюда – предложения от московского регионального совета Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания и членов Исторического клуба газеты «История».

Вот они: стандарт в его нынешнем виде принимать нельзя. Нужно вернуться к его обсуждению и сохранить историю как обязательный предмет не только на профильном, но и на базовом (или интегрированном) уровне в 10–11-м классах.

Нужно разрешить школам самостоятельно выбирать либо линейную, либо концентрическую систему преподавания.

От обязательной для всех Государственной итоговой аттестации в 9-м классе стоит отказаться. Если ребенок выбирает историю в 9-м классе, можно разрешить ему сдавать этот экзамен в любой форме, скорректировав содержание ГИА так, чтобы он был приемлем и для линейной, и для концентрической системы.

Сохранить вариативность учебников по истории. Один учебник, к которому призывает депутат Госдумы Владимир Мединский, неприемлем.
К этим предложениям свои добавил Леонид Кацва.

Они таковы: предмет Россия в мире вводится в школе может. Но он не должен являться заменой истории. Он может быть лишь дополнением к истории и рассматриваться не как исторический, а как обществоведческий. История, география, экономика, социология – все это вместе и есть обществознание.

В тех школах, которые будут работать по линейной системе, содержание ГИА следует ограничить ХIХ веком, чтобы в 10–11-м классах нормально и спокойно два года изучать ХХ век и начало ХХI столетия. Делать это в более раннем возрасте бессмысленно.

Пора изменить количество времени, отводимого на историю и обществоведение в 6–8-м классах. Обществоведение в средних классах превращается в болтовню, поэтому эти часы стоит передать на историю. А обществоведение изучать в 9–11-м классах, когда дети к нему готовы.

Что касается учебной литературы, то нужно отказаться от грифа «рекомендовано», ограничиваясь «допущено», что означает: в учебнике нет грубых исторических ошибок, экстремистских призывов. После этого учебник выходит на рынок. Средства на его приобретение должны передаваться в школу, чтобы она самостоятельно принимала решение о том, какими из учебников будет пользоваться.

Побеждает то, чем я лучше управляю

«У нас от вас волосы шевелятся», – сказала одна учительница выступавшему на секции съезда главному разработчику стандартов гендиректору издательства «Просвещение» Александру Кондакову. А другая добавила: «Сердце кровью обливается, когда сегодня наше историческое образование растаптывается новыми стандартами». Это – отражение мнения основной массы учителей.

К новому стандарту у историков есть и мировоззренческие претензии: задачи, поставленные в нем, не сообразуются с реальностью. Об этом говорила Елена Халтурина, учитель истории и обществознания Медведевской школы № 3 из Марий Эл: «В стандарте главным критерием оценивания является уже не объем знаний, а нравственность. Считается, что ребенок без внешнего принуждения должен ориентировать свое поведение на нормы морали. При этом там нет критерия оценивания самого уровня нравственности».

А еще стандарт не учитывает, что помимо школьных уроков детей сегодня формирует Интернет, социальные сети, компьютерные игры и СМИ. «В компьютерных играх мораль и этика не предполагаются, – сказала Елена Халтурина. – И когда мы говорим, что добро побеждает зло, для ребенка это спорно. Он уверен: побеждает то, чем я лучше управляю».

Отчасти поэтому у современных детей отсутствуют моральные критерии в оценке истории. Семиклассники, которые проходят «смутное время», тему «нравственный подвиг народа в обуздании врага», совсем не воспринимают примеры с точки зрения нравственности. «Когда раньше мы рассказывали детям, как люди снимали с себя золотые украшения и складывали в общую кучу, чтобы собрать ополченцев, – говорит Елена Халтурина, – звучали вопросы, свидетельствовавшие о том, что дети готовы сопереживать, примерить на себя ситуацию. Сейчас же мы слышим: а как потом узнать золото, которые вы сдали, как вернуть драгоценности обратно»?

В такой ситуации особенно важно, чтобы история в старших классах была обязательной для всех. Чтобы на этот предмет было достаточное количество часов, достаточное для того, чтобы задавать вопросы и отвечать на них.

РИА Новости

Другие записи

12.08.2016. Выставка «Высшее образование для ваших детей»
  Москва16 апреля, 12.00–17.00Отель «Рэдиссон Славянская»,пл. Европы, 2 (м. Киевская) Санкт-Петербург 17 апреля, 12.00–16.00Отель «Коринтия Невский Палас»,Невский пр-т, 57 (м. Маяковская) Пообщайся…
12.08.2016. Только в четверти школ Москвы уровень образования признан высоким
Только четверть школ Москвы могут предоставить своим ученикам образовательные услуги на высоком уровне, следует из материалов, размещенных на сайте столичного департамента образования. После того как…
12.08.2016. Подведены итоги VI Всероссийской олимпиады по финансовому рынку для старшеклассников
31 марта в конференц-зале Сбербанка России состоялась Церемония награждения победителей VI Всероссийской олимпиады по финансовому рынку для старшеклассников, которая проводится Институтом фондового рынка…
12.08.2016. Выставка-семинар Admission workshop
Международный координационный центр приглашает Вас на выставку-семинар Admission workshop. Зачисление в лучшие университеты Англии, Австралии, США, Ирландии, Швейцарии, Канады, Малайзии. Выставка-семинар…
12.08.2016. Конференция «15 лет вместе с Международным бакалавриатом: модернизация образования»
Ассоциация школ Международного бакалавриата (АШМБ) стран Содружества Независимых Государств (International Baccalaureate Schools Association of Commonwealth of Independent States – IBSA) приглашает…