Платное, но дифференцированное

Должно ли высшее образование быть платным?

Должно ли высшее образование быть платным?

Да, полностью

2,48%

Да, но стоимость должна быть дифференцированной в зависимости от успеваемости студента

8,78%

Да, но стоимость должна быть дифференцированной в зависимости от материального положения студента

5,41%

Да, но должна быть гибкая система скидок в зависимости от многих факторов, включающих указанные выше

18,02%

Нет, должно быть полностью бесплатным

65,31%

В опросе приняли участие 444 посетителя сайта www.examen.ru.

Преобладающая часть участников опроса (65,3%) убеждены в том, что высшее образование в России должно быть бесплатным. При этом доля сторонников платного высшего образования также значительна - более трети участников опроса (34,7%). Среди сторонников платного высшего образования большинство (32,2%) придерживаются точки зрения, согласно которой стоимость обучения должна быть гибкой, ее необходимо дифференцировать в зависимости от материального положения, успеваемости студента и других факторов. Только 2,5% сторонников платного высшего образования, участвовавших в опросе, полагают, что в какой-либо дифференциации его стоимости нет необходимости.

Примечательно, что в исследовании проведенном компанией MAR Consult в начале 2010 года, были получены результаты, согласно которым большинство жителей крупных городов России являются сторонниками «частично платного образования». При этом в данном случае речь шла об образовании в целом. В исследовании приняли участие 1100 человек старше 25 лет, среди которых 70% считали, что образование в России должно быть частично платным, частично бесплатным, а 30% полагали, что образование должно быть полностью бесплатным. Среди участников исследования не оказалось ни одного сторонника полностью платного образования.

Различие результатов исследований связано главным образом с тем, что, как отмечают аналитики MAR Consult, постепенное принятие жителями крупных городов России установки о необходимости оплачивать образование, в первую очередь касается тех случаев, когда речь идет о втором высшем образовании, повышении квалификации, получении ученой степени - ситуациях, когда человек осознанно вкладывает средства в собственное развитие, позволяющее ему в будущем эти средства приумножить. При этом, как показали результаты опроса посетителей сайта www.examen.ru, в отношении первого высшего образования позиция, согласно которой оно должно предоставляться на бесплатной основе, остается приоритетной.

 

Комментарии экспертов

Канторович Григорий Гельмутович, проректор, кандидат физико-математических наук, профессор

Канторович Григорий Гельмутович, проректор, кандидат физико-математических наук, профессор

Государственный университет - Высшая школа экономики

К наличию платной формы обучения в государственных вузах я отношусь положительно, поскольку она предоставляет возможность обучаться в желаемом вузе по интересующей специальности молодым людям, которые в силу некоторых обстоятельств не смогли пройти вступительный конкурс и занять бюджетные места. Необходимо принять во внимание, что, помимо недостаточной подготовки абитуриента, неудача поступления может быть связана, в частности, и с такими факторами, как невезение или неоптимальное распределение государством количества бюджетных мест в рамках различных направлений специализации, способствующее необоснованно высоким вступительным конкурсам. Именно на таких абитуриентов, обладающих, способностями, мотивацией к обучению, но не сумевших преодолеть вступительный конкурс, должны в первую очередь быть ориентированы коммерческие отделения государственных вузов.

Очень важным аспектом организации платной формы обучения является дифференциация его стоимости, в основе которой лежат два момента: социальный (материальное положение студента) и мотивационный (успехи в учебе). Платная форма обучения должна предоставлять студенту возможность компенсировать неудачу поступления на бюджетной основе в случае приложения значительных усилий к обучению и отличной успеваемости.

В Высшей школе экономики уделяется значительное внимание совершенствованию системы дифференциации оплаты за обучение, корректировка которой проводится ежегодно, а также регулярному пересмотру списка студентов, получающих такие льготы. Приоритетное значение система дифференцированной платы за обучение имеет для программ бакалавриата и магистратуры, в рамках программ второго высшего образования и дополнительного бизнес-образования (в частности, МВА) она применяется в менее выраженной форме.

Помимо системы дифференциации оплаты обучения для поддержки студентов, обучающихся на коммерческой основе, Высшая школа экономики участвует в программах образовательных кредитов, также включающих льготные возможности погашения кредита в зависимости от условий контракта и обязательств конкретного студента, которому был предоставлен кредит.


Леви Дмитрий Андреевич, руководитель программы «Прикладная информатика в сфере международных отношений», кандидат политических наук, доцент

Леви Дмитрий Андреевич

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет Международных отношений

Обучение, проводимое на платной основе, не должно ничем отличаться от бюджетной формы обучения, при которой студенты получают образование за счет государства. Однако в ряде государственных вузов это правило не соблюдается и лишь в немногих является абсолютным законом. В СПбГУ механ изм оплаты не влияет на судьбу студента: если студент «хороший», он будет успешно учиться, если «плохой» - со временем будет отчислен. При этом возможен переход студентов с платной формы обучения на бюджетную при условии отличной успеваемости и наличия свободных мест. Строго говоря, это нормально и правильно.

Государственный вуз не является коммерческой организацией, поэтому вопрос о дифференциации оплаты обучения в зависимости от каких-либо факторов на повестке дня не стоит. В своем большинстве государственные вузы не получают прибыли от студентов, обучающихся на платной основе, - все эти средства подлежат расходу на собственно обеспечение обучения студентов. Мы, возможно, были бы рады направить часть поступающих средств на премирование отличников, но не можем этого сделать по действующему законодательству.

Другое дело - спонсоры. Если вдруг находится меценат, или наше государство примет решение о субсидировании отличников или иных категорий студентов, обучающихся на платной основе, никто возражать не будет: сами студенты будут платить меньше, при этом итоговая сумма, которая будет поступать в вуз и будет потрачена на обеспечение образования конкретного студента, не изменится.

Владимир Правоторов, Антон Созонтов EXAMEN.RU

Другие записи

12.08.2016. Телевидение будущего - вместе с тобой!
Непрерывное обучение - ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба - это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности. Брайан Трейси, «21 секрет миллионера» Простая статистика:…
12.08.2016. Образовательные кредиты остались без спроса
Прошел месяц, как Сбербанк стал выдавать образовательные кредиты с государственным субсидированием ставок. Спроса на них нет, констатируют в банке. По мнению Натальи Карасевой, директора управления розничного…
12.08.2016. Кто последний на прием?
В вузах выстраиваются очереди из абитуриентов. В разгаре вступительная кампания: до 25 июля в приемных комиссиях вузов ждут абитуриентов с результатами ЕГЭ. Как известно, в этом году министерство…
12.08.2016. Ночь перед ЕГЭ
Согласно рекомендациям психологов, в последнюю ночь перед сдачей ЕГЭ необходимо хорошо выспаться. Излишнее переутомление, скорее всего, негативно скажется на результатах экзамена, ослабит «боевой» настрой…
12.08.2016. Как стать магистром телевидения
Обучение в магистратуре Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова за 2 года (при наличии любого высшего образования) дает весь необходимый набор теоретических и практических знаний для работы…