К началу вступительной кампании Российский совет олимпиад для школьников огласил, как водится, итоги предметных олимпиад для школьников 2011–2012 учебного года. Дипломы, а значит, и льготы при зачислении получили 21 281 одиннадцатиклассник.
В 2011–2012 учебном году, уточнил глава Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В, Ломоносова Виктор Садовничий, в перечень Минобрнауки вошли «79 лучших вузовских олимпиад для школьников. Кто-то скажет, что это слишком большое количество. Но монополии в этом процессе быть не должно», заявил он.
Впрочем, количество олимпиад, победа в которых дает преимущество при поступлении в вузы, похоже, стабилизировалось. Причем не на высшей отметке: в 2008–2009 учебном году их было 120, в 2009–2010 учебном году – 87, а в 2010–2011-м – 77. Зато непрерывно растет число потенциальных «олимпийцев». В 2009–2010 учебном году оно составляло 495 тыс. человек, в 2010–2011-м – 698 тысяч, в текущем – уже 763 тыс., 68% которых приходится на учащихся выпускных классов.
Как водится, олимпиады для школьников прошли по всем школьным предметам и некоторым дисциплинам, не входящим в школьную программу: например, по экономике, праву. Лидером по количеству олимпиад стала физика (33 олимпиады). На втором месте – математика (28), на третьем – обществознание (23). Меньше всего олимпиад снова дала экономика – всего 5. А отличительной особенностью года стал значительный рост числа олимпиад по биологии – с прошлогодних 7 до 11.
Число дипломантов вновь не превысило 3% от общего количества участников. В этом году оно составило 28 470 человек из 763 тыс. участников. (Дипломы 1-й степени получили 4328 человек, 2-й степени – 8798, 3-й – 15 344.) Однако одиннадцатикласскников, получивших с победой и льготы при поступлении, всего 21 281 человек. Остальные – десяти-, девяти-, а то и восьмиклассники, решившие попробовать свои силы заранее. «Традиционно количество дипломантов олимпиад школьников, проводимых под эгидой РСОШ, составляет незначительное число по сравнению с количеством участников. Это обозначает и гарантирует, что мы отбираем действительно звездочек, талантов», – подчеркнул Садовничий.
Самыми сильными оказались олимпиады по математике: сразу 5 олимпиад высшего, 1-го уровня. А вот по другим предметам дело обстоит хуже, признал он: «Наметилась тенденция, когда по отдельным школьным предметам ни одна олимпиада не получает 1-го уровня. Это олимпиады по географии, иностранным языкам, литературе, культуре и искусству. Здесь необходимо переосмыслить подходы к заданиям и расширять число участников».