Полтора миллиона талантов

С 15 ноября в России начался муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Если в школьном этапе олимпиады могли участвовать ученики с 5-го по 11-й класс, то в муниципальном - с 7-го по 11-й. В этом году в школьном этапе олимпиады приняли участие около 7 млн ребят. Ожидается, что в муниципальном будут участвовать около 1,5 млн.

Первые два этапа олимпиады – самые массовые. Конечно, далеко не все участники сумеют дойти до регионального и тем более – заключительного этапа, но значение и ценность этих массовых этапов в том, что они дают возможность почти всем ребятам показать свои способности и знания. Кроме того, массовые интеллектуальные состязания развивают у школьников интерес к науке, прививают навыки соревновательности и формируют устойчивость к психологическим стрессам. Ведь участие в олимпиаде – довольно серьезная психологическая нагрузка. Муниципальный этап проходит не в стенах родного учебного заведения и требует от ученика высокой стрессоустойчивости. Важно не растеряться на конкурсе, сконцентрироваться на решении задачи, уложиться в положенное время и при этом показать как можно более высокий результат.

Именно на школьном и муниципальном этапе определяются не только яркие таланты, но и самые сильные ребята, которые способны показать высокие результаты в учебе. Так что эти этапы имеют большую важность не только для самих школьников, но и для их преподавателей.

Задания для муниципального этапа сложнее, чем для школьного. Если на школьном детям предлагается, к примеру, на литературе два варианта заданий на выбор, то в муниципальном – три. Это может быть комплексный анализ художественного текста, интерпретация поэтического текста или задания по теории, истории литературы и культуре, иными словами, литературно-творческая работа.

«Организаторы могут выбрать один из вариантов», – поясняет Лев Тодоров, председатель центральной предметно-методической комиссии по литературе Всероссийской олимпиады школьников. Он, кстати, является автором книг для учителей, составленных по олимпиадным заданиям, где рассматриваются не только задания, но и даются рекомендации, как дать правильные ответы на них. Что касается другого важного предмета – математики, то задания для муниципального этапа составляются по шкале усложнения.

«Их сложность должна быть такой, чтобы с первым заданием могли успешно справиться примерно 70% участников, со вторым – более 50%, с третьим – около 20%, а с последним – лучшие из участников олимпиады», – говорит председатель центральной предметно-методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников Назар Агаханов. – Возможны задания не только из школьной программы, но и из программ математических кружков, где занимались дети. Так что у тех, кто получает в школе не слишком высокие отметки, но усердно занимается предметом в кружке, есть шансы блеснуть знаниями».

Задания по математике могут быть творческими, и при их оценивании учитывается не только верный ответ, но и логика рассуждений школьника. И если допущены малозначительные ошибки, но ход решения правильный, ученик все равно получит высокий балл. Любое правильное решение на муниципальном этапе по математике оценивается в 7 баллов. За верное решение при небольших недочетах в работе школьнику поставят 6 баллов. Если ошибки есть, но логика рассуждения правильная и после двух-трех исправлений задача будет верно решена, школьник получит 5 баллов. А зачеркивания, исправления и т.п. вообще не являются причиной для снятия баллов.

Правила Всероссийской олимпиады допускают участие в разных этапах победителей и призеров не только этого года, но и прошлого. Это правило обеспечивает представительство на Всероссийской олимпиаде школьников всех регионов. И даже там, где в этом году не было очень сильных олимпиадников, в очередном этапе участвуют победители прошлого года.

В Москве муниципальный этап Всероссийской олимпиады традиционно проходит по округам. Как пояснил «РГ» Иван Ященко, проректор Московского института открытого образования, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, в столичном муниципальном этапе примут участие 190 000 школьников.

«В этом году на школьных этапах было выдано более 300 000 дипломов. Ученики участвовали в олимпиадах по двум-трем дисциплинам. И даже если в школе не было сильного учителя-предметника, мы находили возможность на базе нескольких учебных заведений провести состязание. Москва показала очень высокий уровень участия школьников в олимпиадах. В среднем каждые два ученика пробовали свои силы в трех олимпиадах», – рассказал Иван Ященко.

Накануне каждого этапа олимпиады для столичных учителей проводятся интернет-консультации, в Сети можно найти задания прошлых лет с подробными объяснениями, как их решать. Учителя могут заниматься на курсах повышения квалификации, где им обязательно прочитают лекции по работе с одаренными детьми.

Что касается математики, то в Москве творческие педагоги-предметники объединяются в своеобразные клубы. В них лучшие учителя, например преподаватель математики из центра образования № 218 Александр Блинков, проводят мастер-классы и разбирают тонкости олимпиадных заданий для одаренных, дают учителям консультации и объясняют, как поддержать талантливого ученика.

«Мы сейчас обучаем учителей, которые будут проверять олимпиадные задания. Ведь тут, соблюдая определенные и прописанные правила проверки, важно не проглядеть искорку таланта у школьника», – говорит Иван Ященко.

Такая же серьезная подготовка к муниципальному и региональному этапу идет во всех российских регионах. Накануне проходят обязательные тренинги для учителей и учеников. К примеру, в этом году такие тренинги успешно прошли в Калининграде, где на базе школы-интерната для одаренных «ШИЛИ» собрались на слет более 50 школьников из всех муниципалитетов области и победители олимпиады прошлого года. По мнению ректора Калининградского института развития образования Лилии Зорькиной, тренинги помогают командам успешно выступить.

В Петропавловске-Камчатском в муниципальном этапе примут участие более двух тысяч учеников. Школьники Дальнего Востока часто бывают в числе лучших на заключительном этапе Всероссийской олимпиады. Одна из причин в том, что работу с одаренными детьми там начинают уже с начальной школы. Для учеников 3–4-х классов регулярно проводятся интеллектуальные игры, которые прививают интерес к творчеству и познанию.

Ирина Ивойлова Российская газета

Другие записи

12.08.2016. Начались зимние учебно-тренировочные сборы кандидатов для участия в международных предметных олимпиадах
Сборы проходят в разные сроки и на разных базах, но у них много общего. Они покажут, кто из победителей и призеров финалов Всероссийских предметных олимпиад сможет достойно представлять страну на мировом…
12.08.2016. Легенды философского факультета МГУ: Благонадежные диссиденты
Во времена советской власти государство считало философский факультет идеологическим, а значит, в определенном смыслe благонадeжным. Студeнтам и прeподаватeлям факультeта был прeдоставлeн ряд льгот и,…
12.08.2016. Английский язык для тех, кому есть что сказать
Учебно-консультативный центр «СИСТЕМА-3» открывает традиционный предновогодний курс продолжительностью один месяц – весь декабрь Вы будете обучаться разговорному английскому по методу Шехтера. Мы приглашаем…
12.08.2016. В вузы разрешили поступать с 14 лет
Министерство образования и науки РФ разработало механизмы, позволяющие школьникам учиться в вузах с 9-го класса. – Вузам программа дает возможность отбирать одаренных школьников уже с 9-го класса и начинать…
12.08.2016. Президентская академия открывает двери!
3 декабря в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоится общеакадемический День открытых дверей. В программе: выставка всех образовательных…