Дебаты по поводу необходимости изменений в системе аккредитации вузов продолжаются в российском академическом сообществе. За прошедшие годы она существенно ужесточилась, что серьезно отразилось на количестве высших учебных заведений – с 2013 года их стало на 60% меньше. Впрочем, критике подвергаются не только те показатели, на которые университеты призывают ориентироваться, но и сам принцип оценки вузов.
По мнению многих экспертов, необходимо учитывать не только количество студентов, преподавателей, публикуемых научных статей и т.д,, но и качество подготовки учащихся. Для решения данной задачи Российским союзом ректоров был создан рейтинг «Три миссии университета». Он учитывает три ключевых параметра – уровень знаний, который студент может получить в вузе, степень активности научных исследований на базе университета и то, насколько сильно учебное заведение влияет на жизнь своего региона, страны. Подобная рейтинговая инициатива была одобрена не только в России, но и в Китае, Японии, Индии и других странах.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов сообщил, что данные рейтинга будут учитываться при решении о выдаче и продлении аккредитации. В настоящий момент он включает в себя 17 критериев, получаемых от официальных представителей университетов и из независимых международных источников.
Текст подготовил Лев Никитин.