Возможности, которые дает сегодня инновационно активным регионам федеральный центр, огромны. Разговоры о региональных аналогах «Сколково», которые сейчас ведутся, вовсе не абстрактны – конкуренция за них уже идет. Большинство чиновников и представителей бизнеса этого не понимают. Ситуация такова, что в сфере инноваций университетам порой приходится отдуваться за всю экономику, брать на себя весь объем работ – это значительно замедляет инновационное развитие, если сравнивать с эффектом от слаженной работы всех агентов инновационной деятельности.
Если с инновационным бизнесом одному региону Юга повезло больше, другому меньше, то откровенно обделенные вузами субъекты округа найти сложнее. Практически все университеты сегодня активно используют возможности, который им предоставил ФЗ 217, – образуют малые инновационные предприятия (МИП), внося в их уставный капитал результаты интеллектуальной деятельности (РИД). На начало этого года на Юге России насчитывалось уже около сотни МИПов, по некоторым оценкам, к сегодняшнему дню их количество удвоилось. Этот процесс и набирает силу, и содержательно меняется.
«В прошлом году мы создали 24 МИПа, сейчас их уже более 30, – говорит проректор по науке Астраханского государственного технического университета (АГТУ) Надежда Берберова. – Некоторые достаточно успешны – то, что мы поначалу воспринимали специфически, заработало. Но нам важно, чтобы создаваемые предприятия согласовывались с основными региональными кластерами. Например, мы изначально фокусировались на изучении технологий переработки и разведения рыбы. Но нам нужна финансовая подпитка».
И не только финансовая. У вузов предостаточно интеллектуальных ресурсов для создания предприятий, но почти нет возможностей для их развития.
Университеты сегодня являются основным генератором инновационных проектов. Именно здесь реализуются инновационные стартапы, которые затем проходят отсев Селигера, Зворыкинского проекта, УМНИКа, разного рода молодежных инновационных конвентов – все это сравнительно молодые, но уже освоенные университетской аудиторией инструменты работы с новым поколением бизнесменов.
Между тем основные отраслевые ресурсы сосредоточены в сегодняшнем региональном бизнесе. Это прежде всего ресурсы рыночной, технологической и финансовой инфраструктуры. Ведь важно понимать, что изделие, которое чудо-инноватор может выдавать за новинку, часто оказывается просто сделанным на коленке – в нем есть инновационная составляющая, но нет той, которая обеспечивала бы владение стандартами работы с рынками, ресурсами, технологиями. Отсутствие этих ресурсов не может быть компенсировано победой в каком-либо конкурсе для инноваторов.
Основная проблема университетов – это вовлечение предприятий, представляющих приоритетные для развития региона отрасли, в генерирование и в реализацию инновационных проектов. Мысли о том, как это делать, уже появились – если учредителями первого поколения МИПов были, как правило, сотрудники университетов и сами университеты, то следующее поколение создается вузами совместно с профильными предприятиями.
Вообразим некий условный регион, который специализируется, скажем, на АПК и имеет вузы, специализирующиеся на том же. Вот только агропромышленный бизнес в услугах отраслевых университетов не нуждается – по большому счету, сейчас ситуация выглядит именно так и в реальности. И вот однажды вуз создает 30 инновационных предприятий, работающих в сфере АПК, – и 10 из них становятся успешными. А потом вуз создает еще 100 предприятий в той же отрасли – и из них успешны уже 30. Если три десятка предприятий смогли добиться успеха, конкурируя с лидерами, это значит, что они теперь и будут представлять АПК региона: старые предприятия уже не в лидерах – они пропустили, возможно, главное, что происходило в отрасли.
Пока эта картина очень условна. Но если отдельный университет заявляет о намерении в ближайшие несколько лет создать сотню инновационных предприятий, то это трудно не воспринимать как предпосылку для коренного обновления экономики региона. И это же – лучший аргумент для сотрудничества с университетами. Если нынешний отраслевой лидер видит, как ученые-бизнесмены, не обладающие финансовым, кадровым, производственным и т.д. ресурсом, добиваются успеха в его собственной сфере деятельности, он не может оставаться в стороне – он попытается использовать эти новые для него инструменты, называемые инновациями. Именно это сейчас и начинает происходить.
Активность большинства региональных вузов сегодня упирается в пассивность местных властей. Когда предприятий, созданных вузами, становится много, должны появляться технопарки – специализированные здания, где находятся офисные помещения, сдаваемые на льготных условиях в аренду МИПам, а также службы обеспечения, которые оказывают МИПам консалтинговые, юридические, бухгалтерские услуги. Например, в Ростовской области формально три технопарка, а по сути – ни одного. И без участия властей создать их сложно.
«Малым предприятиям, которые создают вузы, негде размещаться – Ростовская область не имеет ни одного нормального технопарка, – говорит Леонид Кучинский, начальник управления инновационной деятельности Южного федерального университета. – При этом местная администрация уже два года не может принять программу инновационного развития, хотя мы предлагали разработать ее за свой счет, организовать ее обсуждение представителями власти, бизнеса и науки. Сейчас мероприятия по поддержке инноваций в области выглядят так – пришел один человек, выбил деньги и ушел, пришел другой – выбил и ушел. А процесс стоит. Мы не просим денег, мы сами работаем – но чтобы делать это на серьезном уровне, нужна программа. А в ней должно быть заложено создание технопарков, центров кластерного развития и т.д. Начать можно со здания технопарка, который мы предлагаем создать на базе ЮФУ, поскольку у нас больше всего инновационных предприятий. Здание можно построить за счет Министерства экономического развития – есть 59-й приказ, который прописывает, как можно получить деньги на строительство технопарка».
В ЮФУ сокрушаются, что идеи, которые ученые легко доносят до федералов, до областных властей донести невозможно. А ведь у университета более 80 малых предприятий, в том числе 12 МИПов с участием вуза. К 2015 году в ЮФУ может быть около 200 предприятий.
Политическая воля – важнейший фактор, без которого региональная инновационная система возникнуть не может. Но чем эта воля может быть мотивирована, кроме желания отчитаться перед высшим руководством? Думается – установкой на наиболее эффективное использование ресурсов региона.
Два простейших примера. Проблема Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев из года в год – урожай зерна. Когда урожай велик, цена слишком низка; когда цена высока, урожай, как правило, слишком мал. В лучшем случае этот урожай просто вывозится из региона. Точно так же из Астраханской области просто вывозятся рыбные ресурсы. Это – примеры неэффективного использования регионального потенциала. Это – аналоги сырьевой иглы, о которой говорят применительно к России в целом. А инновации для региональных властей должны стать пониманием того, что территория не может себе позволить вывозить лучшее, что у нее есть, просто потому, что тогда не будет ни модернизации, ни искомого качества жизни, ни преимуществ в борьбе за инвесторов, кадры, умы. Инновации – это один из инструментов использования отраслевого потенциала в привязке к конкретной территории.
После того, как необходимость осознана, по идее, должна начинаться разработка стратегий развития ключевых отраслей региона. Астраханские ученые говорят: рыбу можно перерабатывать полностью – в Астрахани даже создано МИП, которое занимается выделкой рыбьих кож. А возможности комплексной работы со всем тем, что растет из земли, даже умом охватить сложно. И действительно – проблема в том, что умом охватывать развитие отраслей в отдельных территориях пока некому.
Проработка вопросов развития ключевых отраслей приводит к идее кластеров. Однако этот формат требует еще большей консолидации усилий, чем технопарк. Уже два года Минэкономразвития проводит конкурс на организацию центров кластерного развития. В России сейчас осуществляется 9 соответствующих пилотных проектов. Один из них – в Волгоградской области. В заявке на конкурс, поданной от региона, фигурировало более десятка научных, административных и бизнес-структур, работающих в сфере химии и фармацевтики. Активно формирует заявки на создание отраслевых кластеров Ставропольский край. Регионам есть за что бороться: 80% средств на создание кластеров дает федеральный центр, 20% нужно софинансировать. Так, фармкластер, создаваемый на базе Волгоградского государственного медицинского университета, получил до 2015 года почти миллиард рублей из федерального бюджета. Победа в таких конкурсах позволяет вывести региональную отрасль на совершенно новый уровень развития. Однако регионов, которые способны даже просто подать соответствующую заявку, – единицы.
Пожалуй, самая драматичная ситуация в сфере инновационного развития сегодня складывается в Ростовской области – из-за наивысшего инновационного потенциала и неспособности консолидировать ресурсы с целью наиболее эффективного его использования. На успехи Ставропольского края, который выиграл конкурсы на создание технопарка за федеральные средства, а также на создание наноцентра, здесь смотрят с завистью.
«Проблема Ростовской области в том, что она не является наиболее активной в инновационном плане. А в стратегии инновационного развития страны четко прописано, что поддерживаться будут наиболее активные области – в них станут создаваться региональные центры исследований и разработок по типу Сколкова, – рассказывает Леонид Кучинский. – Сейчас регионы, которые хоть на что-то претендуют в сфере инноваций, должны бороться за размещение таких центров».
Цена вопроса, таким образом, – место региона в национальной инновационной системе, конфигурация которой будет определяться в ближайшие годы. Те регионы, которые смогут первыми организовать отраслевые дискуссии, позволяющие провести взаимоувязку потенциала территории, науки и интересов работающих здесь компаний, совершат рывок в инновационном развитии и получат все призы федерального центра, озабоченного сейчас только тем, что ему их некуда девать.
Именно в университетах сегодня лучше всего понимают возможности, которые открывает для региона тема инноваций. Но местным властям не стоит думать, что они смогут въехать в инновационное будущее на горбу университетов, – у тех просто не хватит для этого ресурсов. Ответственность за будущее несут все-таки чиновники, которые порой не могут даже вовремя понять, зачем им программа инновационного развития.