Минобрнауки РФ выдвинуло предложение разрешить студентам проходить часть курсов в других вузах – разумным количеством считают до 20%. Эту идею активно поддерживает академическое сообщество, считая ее очень правильной и соответствующей современным стандартам.
Ректор РосНОУ Владимир Зернов уверен, что реализация этого предложения поможет готовить более конкурентоспособных и востребованных специалистов. По его словам, для выигрышной позиции на рынке труда «надо знать больше, чем твой конкурент, владеть и фундаментальными, и прикладными знаниями, а главное – уметь правильно этими знаниями пользоваться».
Такой подход был реализован и хорошо работал в советской системе высшего образования – тогда студенты могли свободно посещать занятия других вузов. Сейчас система доступа намного сложнее – показать студенческий на входе будет уже недостаточно. А кроме того, многие интересные курсы реализуются в других городах и странах. Решить эту проблему может внедрение элементов дистанционного образования.
Зернов отметил, что спецкурсы актуальны для большинства направлений подготовки, но в первую очередь для IT: «В рамках программы одного вуза практически невозможно организовать полноценное обучение хотя бы потому, что IT-среда слишком изменчива, в ней очень быстро появляются новые разработки и технологии. А по большому счету «обмена» учебными курсами требуют практически все направления подготовки в сфере телевидения, культуры, юриспруденции. По этим и многим другим направлениям есть столько специальных приёмов обучения, что собрать их все в одном вузе просто невозможно».
С продуктивностью прослушивания курсов в других вузах согласна и Ирина Абанкина, директор развития образования ВШЭ. «Нет никаких оснований ограничивать выбор студентов лишь своим вузом или даже вузами своей страны. Это могут быть и зарубежные вузы, в том числе путем дистанционного обучения или в виде стажировок», – считает эксперт.
К сожалению, реализовать эту инициативу уже сейчас затруднительно – система взаимного признания курсов вузами пока развита недостаточно хорошо. Нынешняя модель обмена учитывает в первую очередь договоренности между вузами, а не выбор и интересы студентов. Абанкина уточняет: «Более же радикальный путь — предоставление студентам сертификатов с оплатой определенной части образовательной программы в другом вузе — требует изменений нормативной базы, которых пока нет».
По материалам mk.ru