Ученые из Института образования НИУ ВШЭ научились определять пол, возраст и успеваемость по профилю учеников в социальных сетях. Причем достаточно лишь информации о группах, в которых состоит или на которые подписан школьник. Точность предсказания успеваемости по этому методу составляет 83%.
Исследователи выявили закономерности на 674 учащихся одной из московских школ (с 5-го по 10-й класс). Была создана специальная программа, которая сопоставляла предоставленные школой данные с общедоступными профилями в VK. Программа искала учеников не только среди пользователей, указавших школу, но и среди их друзей. Алгоритм сопоставления учитывал и различные формы имен (Александр, Александро, Саша, Сашка, Санек, Саня и т.п.) Таким образом, у исследователей был простой и достоверный список: обезличенный идентификатор участника исследования, пол, возраст, список групп/пабликов/сообществ, на которые подписан участник.
Среди любимых учениками сообществ практически не оказалось тех, которые были бы связаны со школьной тематикой. Исследователи пишут: «Школа, учение, содержание школьных предметов исключены из сферы интересов учеников (только предстоящие экзамены попадают в поле интересов, вероятно, по совершенно внешним причинам, по необходимости). Слабоуспевающие школьники при этом не интересуются и экзаменами».
Самый высокий средний балл – 4,3 – оказался у подписчиков группы «Чёгуглитмаман». Здесь подростки в ироничной форме описывают воображаемые тревоги абстрактной матери за свою дочь. Выглядит это, например, так: «Окей Гугл, почему когда я спрашиваю у дочки, сколько ей половников супа, она говорит: "На донышке"? Она на диете?» Или так: «Окэ гуглас, почему моя дочь носит рубашки? Она что мальчик?»
Пятерка групп-лидеров у отличников:
У слабоуспевающих школьников на первых местах по популярности группы:
Подписка на «гороскопы» или «фильмы ужасов» вовсе не свидетельствует о том, что человек глуп или не умеет учиться. А наличие в закладках ироничного паблика про страхи мамы не говорит, что человек отличается умом и способностями к учебе. Важно помнить, что выявленные закономерности скрыты от непосредственного наблюдателя и проявляются только в ходе подобных исследований. Единственное, что можно с уверенностью сказать: 1) интересы школьников развиваются в зависимости от успеваемости; 2) теперь эту взаимосвязь научились обнаруживать, и при желании могут проанализировать даже вас.
По материалам статьи