В 2017–2018 учебном году половина школ Москвы работает в режиме четвертей, другая – в режиме модулей/триместров (почему через слэш, объясним ниже). Есть еще малочисленная группа школ с обучением по биместрам. Для тех, кто еще не разобрался в новых вариантах организации учебного года, рассказываем.
Это классическая «разметка» учебного процесса. Она родилась вместе с классно-учебной системой занятий и понятием «учебный год», которые придумал основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский еще в 18-м веке. Сегодня она хороша хотя бы тем, что к ней все привыкли. Государственные праздники совпадают с каникулами, и детям не приходится сбиваться на неожиданные паузы в обучении. Культурные учреждения могут планировать программу под школьную аудиторию, опираясь на стандартные даты. То же касается творческих студий, музыкальных школ, спортивных секций и детских лагерей – для синхронизации своих программ с основной школой им выгодно, чтобы большинство учащихся отдыхали в одинаковые и привычные всем дни.
Слабое звено четвертей – их неравномерная продолжительность. Все, кто по ним учился, хорошо помнят, как мучительно долго тянется учеба между зимними и весенними каникулами:
Помимо неравномерности вызывает вопрос и сам принцип деления учебного процесса на четыре части. Всем ли он подходит? Ведь у детей разный темперамент и способности: кто-то долго втягивается в учебу, но втянувшись, может долго поддерживать учебный темп, а кто-то наоборот, начинает резво, но быстро выдыхается. Так на волне экспертных оценок и общественных дискуссий появились школы с другим делением учебного года.
Триместровая система сглаживает неравномерность учебных периодов. Год состоит из трех равных частей; каникулы реже, но дольше. Однако не будем углубляться в детали, потому что сегодня триместров в чистом виде не существует: со временем они поделились еще на два периода, и учебный год стал состоять из шести модулей. Поэтому если в учебном графике вам попадается слово «триместры», а по факту в нем расписаны «модули», не пугайтесь – сегодня эти названия режимов обучения означают одно и то же.
Триместры/модули еще называют системой «5+1», потому что каждый модуль длится 5 недель, после которого наступает свободная неделя для восстановления сил. Каникулы удлиняются только зимой за счет официальных январских праздников. Как и при четвертной системе, школьники уходят на три месяца летнего отдыха. Учебный год в мае кончается на несколько дней позже.
Слабое звено модулей – оценки по итогам триместра. В голове у школьников возникает размытое представление о структуре учебного процесса: год разбит на шесть частей, но промежуточные оценки выставляются только за каждую треть учебного года. И получается, что три недельных отпуска выглядят как будто незаслуженными, а предшествующие им модули незавершенными.
Самое редкое деление учебного года. Практикуется в подмосковной Павловской гимназии и в Университетской школе МГПУ. Ее предложил доктор психологических наук Сергей Степанов. Она унаследовала у модульной системы равномерность учебных периодов, но расходится с ней в длине каникул.
Биместр длится два месяца, после чего наступает две недели отдыха. После пятого биместра наступают летние каникулы, которые длятся два месяца – июль-август. В учебном году получается пять учебных периодов и пять каникул.
Сергей Степанов обосновывает двухмесячный перерыв летом так. «По физиологическим нормам восстановление до 100% ресурсов организма у среднестатистического человека длится 21–24 дня. Соответственно, за три месяца летних каникул школьник может отдохнуть до пяти раз! Не расточительно ли это? За это же время он теряет до 80–85% приобретенных в предыдущий год знаний».
Слабое звено биместров – трудности со сдачей ОГЭ и ЕГЭ. Действительно, не совсем ясно, как быть девяти- и одиннадцатиклассникам, у которых государственная аттестация начинается в мае. Впрочем, это чисто технические проблемы, которые легко устранятся, если система станет популярной. Как считает Сергей Степанов, гораздо труднее объяснить родителям, что у их детей не отнимают месяц летнего отдыха, а дают им сбалансированный график обучения, который благотворно сказывается и на здоровье, и на продуктивности.
Портал «Активный гражданин» два года назад предложил жителям Москвы выбрать наиболее оптимальный режим обучения: четверти, модули, триместры (тогда под ними понимали отдельную от модулей систему). С небольшим отрывом победили четверти – 48,71% голосов. Модули набрали 44,74%. Триместры – 6,55%. На основании этого голосования Правительство Москвы издало распоряжение с рекомендацией школам планировать каникулы на свое усмотрение: либо в рамках четвертной системы, либо в рамках модульной. Так муниципальные московские школы и живут в 2018–2019 учебном году: кто по четвертям, кто по модулям.
Люди проголосовали за разнообразие учебных графиков в разных школах. Одни школьники – «спринтеры», быстро втягиваются в учебу и быстро устают – им подойдет модульная система. Другие – «марафонцы», никуда не гонятся, но учебный темп держат долго – им подойдет четвертная система. Кто-то согласен укоротить летние каникулы, но соблюсти наилучший баланс учебной нагрузки и отдыха.