Результаты Единых госэкзаменов напрямую зависят от благосостояния семьи

У ребенка состоятельных родителей шанс получить хорошие оценки ЕГЭ и поступить с ними в престижный вуз выше, чем у людей с более скромным доходом. Таков итог исследований, представленных на XIII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», «фактором, значительно влияющим на поступление в вуз, является материальное положение семьи». А это означает одно: ЕГЭ не стал и не станет всеобщим «уравнителем шансов» на поступление в лучшие университеты страны, как это предполагалось изначально.

Прежде всего, подчеркивают ученые, «между результатами ЕГЭ и уровнем доходов семьи существует прямая зависимость». Чем выше одно, тем выше другое. Поэтому шанс на хорошие оценки ЕГЭ ребенка из богатой семьи выше, чем у выходца из семьи со средним достатком. А у того, соответственно, выше, чем у малолетнего бедняка. И эта закономерность проявляется с младших классов. Согласно проведенной выборке оценок 9-классников ряда школ, отличников из семей с низкими доходами (менее 10 тыс. рублей на каждого члена семьи) набралось всего 68. А вот ребят из семей со средним доходом (от 10 до 20 тыс. рублей на каждого) – 71, из семей же с высоким доходом (более 20 тыс. рублей) – уже 85. И эта картина полностью соответствует результатам ЕГЭ.

Не меняют положения и дополнительные занятия, включая целенаправленную подготовку к экзаменам. Как оказалось, «для ребят из семей с высоким доходом они более эффективны». И это лишь увеличивает разрыв. В итоге дети из обеспеченных семей поступают в более престижные вузы. Причем это правило работает в равной степени как для коммерческих студентов, так и для бюджетников.

Единственное, что и в самом деле может выравнять шансы детей, – учитель. Но тут, по словам разработчиков, есть свои тонкости. Так, существенно повышает успешность учеников повышение учителем квалификации до 1-й категории. Причем вполне реально: баллы ЕГЭ по математике или по русскому языку в этом случае увеличиваются до 20%.

Есть и обратные примеры. Например, при старении педкадров происходит снижение баллов ЕГЭ. На 20% снизит балл ЕГЭ по математике также сокращение объема курса с 5 до 4 часов в неделю (именно это сплошь и рядом у нас и происходит).

Любопытно также, что «частое применение учителем на уроках более сложных заданий по математике ведет к повышению балла ЕГЭ. А вот частое обращение учителя к наиболее сложным заданиям по русскому языку балл ЕГЭ снижает». И, наконец, самый неожиданный вывод исследования: «Частое использование учителем контрольных работ в форме ЕГЭ (пресловутое „натаскивание“ учащихся на сдачу экзамена) неэффективно: оно сопровождается более низким баллом ЕГЭ».

Многие из обозначенных учеными феноменов еще предстоит объяснить. Например, что не так с «натаскиванием». Или почему усложнение курса математики приводит к повышению оценок ЕГЭ по этому предмету, а русского языка – наоборот. Впрочем, последнее, по словам вице-президента Российской академии образования, отца-основателя ЕГЭ Виктора Болотова, ясно уже сейчас: «Все дело в разнице программ по математике и русскому в школе. Программа по русскому языку к выпускным классам уже пройдена, и идет повторение. А новое по математике проходят до конца 11-го класса».

 

Марина Лемуткина Московский комсомолец

Другие записи

12.08.2016. Идет набор детей в гимназию Святителя Василия Великого
Гимназия Святителя Василия Великого была создана, чтобы сочетать современные достижения педагогики, преимущества традиционной русской школы с православным мировоззрением и православными ценностями. Общественная…
12.08.2016. Больше половины абитуриентов смогут учиться бесплатно
  Но университетам, куда поступят ребята с низким средним баллом ЕГЭ, на следующий год урежут контрольные цифры приема. Количество бюджетных мест в российских вузах в этом году не изменилось – 490 с…
12.08.2016. Мегапроекты придут в РАН
  Продолжается масштабный эксперимент, который по инициативе минобрнауки стартовал в России два года назад. Цель – вернуть науку в наши вузы. Чтобы заманить в них ученых мирового уровня, каждому из победителей…
12.08.2016. Как попасть на Challenge Cup
Кульминация Дня физика на физфаке СПбГУ – Challenge Cup, кубок КВН между студентами и преподавателями. Этой традиции уже более 30 лет, а попасть на Challenge Cup труднее, чем на премьеру в Большой театр.  Challenge…
12.08.2016. Акция «Ученик на один день»
  16 апреля Европейская гимназия проводит акцию «Ученик на один день» для дошкольников и учащихся 1–10-х классов.  В программе: знакомство со школой, общение с учителями и администрацией, вкусное и…