Высшее образование становится все более интернациональным с каждым годом. Программы академической мобильности и двойных дипломов позволяют студентам попробовать поучиться сразу в нескольких учебных заведениях (находящихся зачастую в разных уголках мира) и более гибко выстраивать свой учебный план, адаптируясь к меняющимся требованиям рынка. Распространение новых технологий сделало высшее образование доступным, как никогда ранее: сегодня каждый крупный университет имеет собственные онлайн-курсы, которые, несмотря на споры об эффективности подобного метода преподавания, пользуются немалой популярностью.
Еще большего высшие учебные заведения могут добиться в сотрудничестве друг с другом. В настоящий момент Россия участвует в проекте «Кластерный подход» – амбициозном начинании, призванном усилить кооперацию между учреждениями высшего образования СНГ, Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. По мнению проректора по международным связям НИУ МЭИ Александра Тарасова, создание среды, в которой университеты будут «не конкурировать друг с другом, а помогать осуществлять совместное сотрудничество», поможет вывести подготовку научных кадров (особенно в технических областях) на принципиально новый уровень.
Инициатива уже дала первые плоды – российские университеты вместе со своими зарубежными коллегами активно развивают образовательные программы, касающиеся альтернативных и вторничных источников энергии. Проект также привлек дополнительное внимание к российскому высшему образованию в целом – в минувшем году Россия вошла в топ-6 самых популярных у иностранных студентов стран.
Текст подготовил Лев Никитин.