Как это бывает в жизни, все произошло неожиданно. В один день целая планета проснулась и стала перед лицом серьезной проблемы – как защитить хрупкую человеческую жизнь? Мы так долго стремились раздвигать границы и познавать мир за их пределами, что оказались ни морально, ни физически не готовы закрыться внутри своих домов, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих близких от микроскопического вируса.
Но так ли это плохо – последствия вирусной эпидемии? С одной стороны, это сильнейший удар до экономике. Большинство стран вынуждены закрыть границы и консульства, отозвать своих граждан по всему миру, ввести строгий контроль в аэропортах, отменить международные авиарейсы, принять ордеры о закрытии офисов, мест массового присутствия людей, школ, садов, университетов. С другой – в связи с остановкой многих неэкологичных предприятий и бизнесов и отсутствия транспортных пробок, активно загрязняющих окружающую среду, воздух и вода стали чище. С одной стороны, тысячи людей остались без дохода, бизнесы несут ежедневные колоссальные потери, с другой – государство вводит широкие меры по поддержке населения и предприятий: начиная от ежедневных горячих обедов в мобильных пунктах раздачи, предоставления бесплатной медицинской помощи, медикаментов и до выдачи денежного возмещения и крова со всеми удобствами для тех, кто теперь не в состоянии оплачивать жилье.
Где-то в глубине души мы надеемся, что все это – временные меры на месяц, на два, может, на три. Но уже сегодня, находясь дома в режиме рекомендованного карантина, мы понимаем, что жизнь уже никогда не будет прежней. И уж коль скоро это статья об образовании, я хочу написать здесь об основных трендах, которые, находясь в центре Silicon Beach, начинаешь ощущать кожей. В новых условиях Stay at home («Оставайся дома») – еще сильнее понимаешь насколько неотвратимы и неизбежны изменения в системе образования, как в школах, так и в университетах. Итак, пять основных трендов образовательной системы в мире.
Из 20 миллионов учащихся высших учебных заведений в США 34% берут хотя бы один предмет дистанционно. 15% студентов от общего числа проходят обучение удаленно полностью. Что интересно, чем выше уровень обучения, тем больше студентов уходят в онлайн. Например, учащихся на удаленных программах магистратуры больше, чем на программах бакалавриата, а в частных учебных заведениях в онлайн-магистратуре учится 7 студентов из 10. Впечатляет!
Что бы нам ни говорили о важности физического присутствия на лекциях, встречах с преподавателями и однокашниками, скорость современной жизни плюс бурное развитие технологий доказывают обратное в международных масштабах. Министерство образования Китая в феврале объявило, что в стране имеется 22 онлайн-платформы, предоставляющие 24 000 бесплатных курсов высшего образования, охватывающих 12 дисциплин для бакалавров и 18 на уровне высшего профессионального образования. Отраслевые эксперты прогнозируют, что к 2021 году число участников онлайн-курсов в Индии возрастет до 10 миллионов, причем спрос на них будет высок и в городских, и в пригородных районах.
Сегодня уже работают десятки программ управления системой дистанционного обучения. LMS (Learning System Management) выросла из онлайн-обучения. Это технологическая платформа, где всё онлайн – материалы, курсы, оценки и даже уроки. Известные разработчики, такие как Adobe и SAP, уже выпустили свои программы. Их можно использовать как учебным заведениям, так и бизнесу, и частным предпринимателям. Не только для обучения и повышения квалификации сотрудников, но и как тренировочные семинары для клиентов, покупающих продукты, или как платформу для частных уроков. Консультационный центр Lardia (@lardia_education) запустил свой ресурс, позволяющий будущим абитуриентам получить прямой доступ к квалифицированным консультантам, готовым дать подробные советы по вопросам поступления и обучения в США. К тем, кто сам прошел через все испытания, работает (или когда-то был) в сфере образования, знает из первых рук, как можно эффективно помочь.
Эксперты и любители констатируют: в мире набирает обороты целая отрасль – обучающие игры. Геймификация знаний – создание программ, которые помещают школьные предметы внутрь игры и тем самым создают необыкновенный опыт, один из самых перспективных трендов сегодня (помните гениальный фильм Game?). Игры всегда были неотъемлемой частью обучения, но рост технологий и электронных устройств превратил их в отдельную обучающую индустрию. Игровая педагогика использует последовательную постановку целей и повторение ситуаций для понимания и запоминания школьного предмета. Как в игре, студенты переходят с одного уровня на другой, приобретая знания и опыт по мере продвижения.
Причина, по которой это работает, заключается в том, что игра вовлекает и эмоционально, и социально, стимулируя познавательный процесс. Ключ игры – создавать задачи достаточно легкие, чтобы «победить», но и достаточно сложные, чтобы замотивировать. Даже неудача привлекательна в игровой «вселенной», поскольку игроки понимают, что если они продолжат попытки, то в конечном итоге они овладеют навыком и преодолеют уровень. Таким образом, основанное на игре обучение побуждает студентов учиться, а затем применять навыки игры в жизни.
Сегодня в этой отрасли находится много технологических брендов, включая Amazon, которые создают онлайн-игры для широкого спектра студентов – от азбуки детского сада до сложных обучающих алгоритмов вуза. Работа игрового дизайнера, проектировщика и архитектора игр находится на пике спроса. В Лос-Анджелесе располагаются одни из самых продвинутых в мире колледжей, которые готовят цифровых художников и архитекторов игр. В консультационном центре Lardia (@lardia_education) вы можете получить подробную консультацию о том, как поступить туда и освоить данную профессию в США.
Интересная деталь! На пике популярности онлайн-игр в Соединенных Штатах Америки колледжи объявили о чемпионатах между своими конкурентами. Если раньше соревнования проводились исключительно в рамках традиционных видов спорта, таких как американский футбол, бейсбол, баскетбол, теннис, то сегодня ареной битвы служит экран, а члены команды сидят перед мониторами в специально отведенных комнатах в наушниках. Онлайн-игры собирают стадионы зрителей, а виртуозные геймеры приглашаются колледжами с впечатляющим пакетом, в который входит стипендия на обучение и проживание. Вопрос на размышление – если вы или ваш друг мастерски владеет играми League of Legends, Dota 2, Overwatch, Fortnite, Hearthstone, другими и хочет поступить в американский вуз – вас может ждать счастливый билетик. Узнать больше о возможности вы можете у консультантов центра Lardia (@lardia_education).
Облачные технологии уже принесли в бизнес дешевое хранение данных, размещение программного обеспечения и возможности временного подключения. Теперь и преподаватели видят его преимущества. Например, ученики и учителя могут получить доступ к расписанию, домашним заданиям, документам, хранящимися на облаке. Студенты могут сдавать тесты или выполнять проекты удаленно, находясь в любом месте – дома, за тысячи километров от него, на отдыхе или во время болезни, везде, где есть подключение к интернету. А учителя могут давать задания вне привязки к школе.
Школы внедряют облачные сервисы, чтобы избавить студентов от тяжелых учебников и необходимости хранения в шкафчиках. А цифровые библиотеки заменяют физические, экономя ресурсы и пространство. Облачное программное обеспечение также может сэкономить ИТ-ресурсы школ, поскольку программное обеспечение проводится и управляется через интернет. Нет необходимости в серверных комнатах, штатных сотрудниках и оборудовании. Будущее наступило сегодня! Если вы видите свое будущее в компаниях-проектировщиках облачных технологий, обратите внимание на CalTech, возможно, лучший технологический институт в мире, расположенный в Лос-Анджелесе. Узнайте больше об условиях поступления и обучения на таких программах – в центре Lardia (@lardia_education).
AR/VR (Augmented/Virtual Reality) в процессе получения знаний создает объемный мир вокруг студентов через дополнительные учебные материалы (приходят в голову «Покемоны», «Матрица» и «Алита», помните такие игры?). Например, на уроке истории студенты могут использовать планшеты и смартфоны для получения трехмерных моделей динозавров через карточки, которые взаимодействуют с гаджетами. Камера гаджета направляется на рисунок, и на экране возникает трехмерная модель. К примеру, на уроке химии учащиеся делают бумажные кубики, которые на мониторе превращаются в цепи молекул, а на уроке географии студенты переносят трехмерные объекты в класс, а затем ходят вокруг и исследуют их. Это могут быть торнадо, вулканы или даже ДНК!
Программы от Google предлагают более 100 экспедиций дополненной реальности через путешествия по системе кровообращения, в историю техники и даже на Луну. Студенты-медики в университетских классах создают модели человеческого тела, которые позволяют им углубленно изучать анатомию и практиковать операции на виртуальных пациентах. НАСА разработало Project Sidekick, который использует HoloLens (очки) для предоставления виртуальных иллюстраций и инструкций, чтобы помочь членам космического экипажа выполнять сложные задачи. С помощью удивительных очков инженерам-проектировщикам не нужно часами читать бумажные инструкции. Они могут видеть виртуальные модели, накладываемые на реально собранные детали. Список можно продолжать, технологии дополненной/виртуальной реальности безопасны, доступны в стоимости, просты в использовании и невероятно эффективны.
AI (Artificial Intelligence) – искусственный интеллект в системе образования – это создание персонализированного учебного места. Это биометрические гаджеты, распознающие голос, сенсоры, обрабатывающие естественную речь, «умные» классные комнаты (здесь в самый раз вспомнить кино «Она»!). Эра искусственного интеллекта неизбежно создаст новые виды занятости, начиная от менеджеров машин до инженеров эмоций. Чтобы преуспеть, все студенты должны понимать, как работают машины, по крайней мере на продвинутом уровне. Кроме того, менеджеры должны быть лучше оснащены, чтобы делать то, что не под силу машинам. Искусственный интеллект будет усиливать такие традиционные профессии, как бизнес-аналитик, продавец, менеджер по персоналу и другие. Это потребует от сотрудников, работающих на переднем крае, нового уровня взаимодействия с машинами.
Маккинси (McKinsey) прогнозирует, что к 2030 году искусственный интеллект заменит до 800 миллионов рабочих мест. Это кардинальное изменение рабочей силы, и университеты могут и должны помочь студентам подготовиться к этому. Предпринимательство является еще одним направлением в искусственном интеллекте, так как постоянные инновации стали почти стандартом во всех отраслях. Чтобы студенты стали лидерами на рабочем месте, они должны понимать принципы предпринимательства и то, как они могут синтезировать опыт и инновации.
В Кремниевой долине разработка искусственного интеллекта не закончилась на Alexa, Siri и других умных системах. Чтобы успеть в эпоху искусственного интеллекта найти свое место, необходимо прямо сегодня начать работать с технологическими программами мирового уровня, в которых достаточно возможностей для совершенствования. Путь к ним лежит через технологическое, математическое, компьютерное образование в колледжах мирового класса. «Некоторые люди называют это искусственным интеллектом, но реальность такова, что эта технология на самом деле улучшит нас. Так что вместо искусственного интеллекта, я думаю, мы усилим наш собственный», – сказала Джинни Рометти, президент IBM.
Спасибо вирусу, мы научимся выживать и, создавая новое, изменим мир к лучшему.
Узнайте больше об образовании и поступлении в университеты США из первых рук в центре Lardia (@lardia_education).