Какие тенденции сегодня преобладают на рынке высшего образования в мире?
На мой взгляд, университеты сейчас входят в период величайших изменений за всю свою историю. Широкое применений информационных и коммуникационных технологий, а также различный интернациональный состав студентов, преподавателей и работодателей – все это делает высшее образование действительно глобальным.
Вильгельм фон Гумбольдт создал принципы западного университетского образования, основанного на областях знаний. До этого академические дисциплины были сильно интегрированы, а профессора редко специализировались на какой-то одной области знаний. Реформа Гумбольдта вызвала бурный рост научных знаний и исследований. Однако в последнее время подобная специализация стала все чаще подвергаться критике, так как приводила к так называемому «silo syndrome» («синдром изолированности») – профессора сотрудничали с коллегами только в своей области, а студенты получали профессию в узко ограниченной области знаний. Для того чтобы бороться с этим, университеты должны положить в основу развития каждого научного направления гуманитарные науки. Это позволит готовить выпускников с широким кругозором и способностью мыслить нестандартно.
Не менее важна в системе образования и система управления этим образованием. За каждой успешной научной школой стоит квалифицированный менеджмент, хотя мы привыкли замечать это лишь когда дела идут не очень хорошо. Врачи должны уметь эффективно управлять больницей и в то же время предоставлять качественную медицинскую помощь. Архитекторы должны уметь завершать проекты вовремя и не выходя за рамки бюджета.
Что сегодня является двигателем этих изменений в образовании?
Ключевую роль в переориентировании высшего образования играют технологии. Сейчас появляется принципиально новое поколение высоких технологий онлайн-обучения, которое в корне отличается от классического дистанционного образования. Эти технологии поистине революционны – они позволяют студентам совмещать обучение со стажировками в других странах. А сочетание такого дистанционного образования с очным форматом дает студентам куда более разнообразный набор знаний и умений, чем это способен сделать традиционный очный формат. Кроме того, высокие технологии способствуют более тесному общению между студентами, а также студентов с преподавателями, что, свою очередь, дает новые возможности для отслеживания успеваемости обучающихся.
По каким критериям студенты будут выбирать университеты в будущем?
Студентам будут интересны не университеты, а «мультиуниверситеты» - образовательные учреждения, предлагающие кросс-культурное среду обучения, отражающую ту среду, по в которой будет складываться будущий карьерный путь студентов. Такая среда невозможна без онлайн-обучения. Посмотрите на популярные социальные сети в Интернете – студенты с их помощью уже сегодня вовсю общаются со сверстниками из других стран почти так же, как с собственными родителями!
Технологии глобальных сетей открывают множество возможностей, и те университеты, которые начнут их использовать первыми, получат огромное преимущество. Университеты больше не могут претендовать на единственные и непоколебимые источники знаний, потому что знания сегодня можно получить откуда угодно, через тот же Интернет. В новом многополярном мире университеты смогут предложить уникальное интеллектуальное преимущество только если будут действовать как эпицентры сосредоточения новых идей.
Вместе с университетами к новой реальности необходимо приспосабливаться и преподавателям. Традиционно, преподаватель был главным в аудитории, носителем знания. Однако новая реальность требует от него больше, чем просто дирижерские навыки. Многие преподаватели относятся к этому с недоверием и страхом. Они перестали понимать современного студента и мыслят старыми категориями. Но время меняется, и новые типы университетов с новыми подходами к обучению не заставят себя долго ждать. Более того, они уже есть.