Самая настоящая шахматная лихорадка охватила МФТИ в 1960–70-е годы – аккурат после того, как в 1968 году на кубке вузов Москвы команда Физтеха обыграла многолетних обладателей кубка. Одним из самых азартных шахматистов того времени был Натан Щаранский, в будущем министр внутренних дел Израиля.
С шахматами были связаны и смешные случаи. Вспоминает ректор МФТИ Николай Николаевич Кудрявцев:
«Учился у нас студент из Одессы Леня, который поступил на 20 баллов (то есть, все пятерки у него были). Он себя считал лучшим специалистом по шахматам. Вместе с ним учился студент откуда-то с Урала, невысокого роста, крепыш, рабочего такого вида. Никто не знал, но, как потом выяснилось, он был кандидатом в мастера спорта по шахматам. Как-то раз мы устроили небольшой турнир. В финале Леня играл с уральцем. Приз был – несколько банок сгущенного молока, которые проигравший должен был купить победителю (надо понимать, что в то время банка сгущенки была деликатесом). Через 10 ходов Леня получает мат, и так несколько раз подряд. У всех, конечно, рты открыты – мы ведь тогда не знали, что его соперник – КМС. Делать нечего – Леня купил эти банки, а победитель пригласил всех пить чай с молоком. Открываем банки – смотрим, а оттуда выливается такое сильно разбавленное белое молочко. Оказалось, что Леня сделал две дырки в каждой банке, выпил часть молока или слил его куда-то, долил воду, заклеил дырки пластилином, наклеил оберточку и вручил».
Играли не только студенты, но и преподаватели. Например, на кафедре математики десятиминутные блиц-турниры устраивались даже в перерывах между занятиями. Иногда шахматными матчами заканчивались даже экзамены и зачеты – если студент не знал ответа, но обыгрывал преподавателя в шахматы, тот вполне мог его «простить».