Школы будут экономить на энергии и повышать зарплаты учителям

Недавно в силу вступил новый Федеральный закон об энергосбережении № 261-ФЗ. Теперь все бюджетные организации, в том числе и школы, будут проходить обязательный энергоаудит. Кроме того, все учебные заведения обязаны снижать энергопотребление не менее чем на 3% в год в течение ближайших пяти лет. Школам выгодно стараться – ведь сэкономленные сверх норматива деньги останутся в распоряжении директора и могут пойти на повышение зарплат учителей. Михаил Попов, заместитель директора Департамента стратегического развития Минобрнауки, рассказал «КП» о том, какие энергосберегающие технологии мы увидим в школах в ближайшее время.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ СТАРТОВАЛ ДВА ГОДА НАЗАД

– Михаил Сергеевич, какие шаги уже предприняты?

– При Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России сформированы рабочие группы, которые реализуют проекты по энергоэффективности в различных сферах. Пилотный проект для отработки энергоэффективных мероприятий в школах стартовал еще в 2009 году. Мы анонсировали проект в регионах, пригласили принять участие учреждения образования. Шесть регионов – Калуга, Тверь, Новгород, Пермский край, Татарстан, Ханты-Мансийский округ – первыми выразили готовность к сотрудничеству. Сейчас их уже больше.

Главным в этом проекте для нас стало создание типовых решений для учреждений образования по сокращению энергопотребления, отработке механизма инвестирования со стороны бизнеса в энергоэффективные технологии и мероприятия в учреждениях образования. Это и снизит нагрузку на бюджеты всех уровней, и позволит упростить схему доведения финансовых средств до конкретного получателя.

Кроме того, были созданы рекомендации и методики для проведения энергоаудита, формы паспортов, подготовлены программы обучения специалистов. В рамках Федеральной программы развития образования в 2009 г. подготовлены разделы по энергоэффективности и ресурсосбережению в программы обучения специалистов высшего образования, аспирантов и магистров.

ПРО ЛАМПОЧКИ И НЕ ТОЛЬКО

– Что же собой представляют основные энергосберегающие технологии?

– Это технологии, которые позволяют сократить энергопотребление не за счет отключения источников энергии, а за счет новых материалов, технологических решений и т.д., которые приводят к экономии энергоресурсов.

Конечно, это и лампочки нового поколения, и теплоотражающие экраны, фотодатчики, регулирующие степень освещенности помещения в зависимости от времени суток, меры и технологии по экономии воды, тепла и многое другое.

Применение этих технологий позволит сэкономить до 40 миллиардов рублей ежегодно. Это до 900 тысяч рублей в год на каждую школу. Согласитесь, впечатляющие цифры. При этом сэкономленные деньги могут быть потрачены на нужды учебного заведения – на ремонты, оборудование, библиотеки, на зарплаты учителям.

Как я уже рассказывал ранее, мы готовили несколько типовых решений для образовательных учреждений. Понимаем, что для кого-то достаточно провести работы по сохранению теплового контура, для других нужны новые лампочки и фотоэлементы и т.д.

Масштабы нашей страны не позволяют сформировать единую идеальную модель энергоэффективного здания. Наша территория имеет климатические, географические особенности. А значит, одни и те же показатели будут достигаться с помощью разных мероприятий и наборов технологических решений. Но есть методы, эффективные в любых условиях. Например, автоматизированный блок контроля температуры. Блок, регулирующий подачу тепла в здание. Благодаря ему подача тепла регулируется не только в зависимости от времени суток, но и от перепадов температуры на улице. Я сам учился в сельской школе и помню, как осенью сидели все в куртках, а зимой было так жарко в классах, что форточки не спасали.

УЧИМСЯ БЕРЕЧЬ ЭНЕРГИЮ

– А будут какие-то образовательные мероприятия для самих школьников или студентов – чтобы сознательнее использовали ресурсы?

– Да, у нас подготовлены два проекта. Первый из них рассчитан на людей, которые уже получили образование – среднепрофессиональное, начальное профессиональное. Это короткие курсы подготовки энергоаудиторов, энергоменеджеров. Те специалисты, на которых сегодня большой спрос на рынке. Они нам всем нужны для эффективного внедрения энергосберегающих мероприятий по всей стране. Второй – для детей младшего школьного и дошкольного возраста. Для них создаются видеоролики, где при помощи мультяшных героев рассказываем и показываем нашим детям, как это хорошо – экономить энергию, как это влияет на окружающую среду. Очень доступно, интересно, с наглядными примерами. Ведь сознательность нужно развивать с раннего возраста.

Кроме того, мы планируем запустить серию новых программ обучения, чтобы подготовить в вузах специалистов по энергосбережению. Безусловно, такие специальности уже есть в вузах. Но многие образовательные программы сейчас устарели, а мы хотим, чтобы наши специалисты были готовы к новым технологиям, условиям рынка.

– Все эти проекты делаются на основе западного опыта или разработок российских вузов?

– Мы учитывали и наш, и зарубежный опыт. Не только европейский, но и американский, канадский, азиатский. За рубежом уже разработано много интересных вещей, там этой проблемой занимаются уже лет 20. Например, первый рынок ветровой энергии сложился в Дании в девяностых годах прошлого века. Затем примеру этой страны последовала Германия. Сейчас постоянные и активные рынки сформировались в Испании, Италии, Франции, Великобритании и Индии.

При этом необходимо отметить, что Дания занимает лидирующие позиции в мире по внедрению многих видов энергосберегающих технологий. В ходе официального визита Президента России Д.А. Медведева  27–28 апреля 2010 г. в  Данию подписан ряд документов, планирующих активную совместную работу в области энергетики и энергосбережения, распределения и потребления энергии в России.

Впечатляющих успехов в плане эффективности расходования энергии добилась Германия. Власти этой страны не дают разрешения на строительство любого здания, если в архитектурном проекте не предусмотрена теплоизоляция, соответствующая требованиям государственных стандартов. Все более широкое распространение здесь, так же, как и во многих других развитых странах, получают датчики движения, которые устанавливаются в коридорах и комнатах, реагирующие на нахождение в них человека: если помещение пустеет, свет в нем автоматически выключается.

И когда мы разрабатывали проекты решений, когда просчитывали все достижимые проценты экономии энергоресурсов, мы, безусловно, опирались на международный опыт.

В России поддержка сектора исследования и разработок в том числе в области энергосбережения осуществляется как в рамках отраслевых программ, так и в рамках ФЦП «Исследования и разработки…». Эту программу координирует наше министерство. Программа содержит специальный блок по энергосбережению. Он предусматривает как генерацию новых знаний в этой области, так и разработку конкретных материалов, образцов для промышленности и технологий. К реализации проектов, помимо вузов, привлекаются и бизнес-структуры. Именно эта кооперация дает толчок к практическому применению научных разработок.

КАК ПРОВЕРЯТ РЕЗУЛЬТАТ?

– С новой системой финансирования получается, что школы смогут самостоятельно договариваться с поставщиками услуг и выбирать свой путь экономии?

– Да, и это привлекательная сфера для бизнес-инвестиций. Это долгосрочный бизнес, очень хороший, и спрос будет по всей стране – в России работает около 50 тысяч школ. И муниципалитеты напрямую заинтересованы в том, чтобы помочь школам найти инвесторов. Ведь иначе финансировать «апгрейд» придется полностью из муниципальных бюджетов.

– Новый образовательный стандарт для начальных классов предполагает более активное использование электроники. Как это повлияет на энергозатраты в школах?

– Мультимедийное оборудование используется не круглосуточно. Современное оборудование потребляет энергию экономнее, чем горящие круглосуточно в учреждениях образования лампочки.

– А сверху эти процессы будут как-то контролироваться?

– Да, у нас будет система мониторинга. С одной стороны, автоматизированный мониторинг расходов энергии. Должна заработать автоматизированная система учета энергоресурсов, которая будет фиксировать показатели и передавать их на общий сервер. Это снизит бумажную нагрузку на школы – они смогут тратить меньше сил на отчетность. Кроме того, в каждой школе должен быть специалист, который будет консультировать администрацию по всем вопросам энергосбережения, составлять электронные отчеты и т.д.

Во-вторых, мониторинг содержательный – какие меры выполняются и насколько эффективно. И здесь обязанность исполнителей не только мониторить, но и упреждать спорные ситуации.

Третий сюжет – реализуется комплексный проект модернизации общего образования, а с этого года – и комплексный проект реализации профессионального образования. И в критерии реализации заложен показатель по энергоэффективности. Каждое учреждение образования будет отчитываться перед Минэнерго. В общем, мы обеспечили школы всем необходимым – теперь дело за ними.

Комсомольская правда

Другие записи

12.08.2016. Минобрнауки откажется от права на ЕГЭ
Уже через два года Министерство образования может полностью отказаться от Единого госэкзамена. Школьникам все равно придется сдавать ЕГЭ, но право его проведения перейдет к независимым аттестационным комиссиям.…
12.08.2016. Посторонним разрешили вход на ЕГЭ
Как сообщили «МК» в Минобрнауки, утверждено Положение о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации в школах. Новый документ позволяет стать наблюдателем любому,…
12.08.2016. «Плехановка»: первый «женский» вуз, первый рабфак, первая биржа
«Женский вуз» В 1905 году на углу Строченовского переулка и улицы Зацепы было открыто Женское коммерческое училище – сегодня это IV корпус РЭУ. C 1906 года впервые для совместного обучения в высшей школе…
12.08.2016. В этом году ЕГЭ по истории, литературе и информатике выпускники школ будут сдавать по-новому
В задания по остальным предметам внесены только косметические изменения. За полгода до сдачи Единого государственного экзамена Федеральная служба по надзору с сфере образования и науки России (Рособрнадзор)…
12.08.2016. День открытых дверей в Высшей школе бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова
30 октября 2011 года (воскресенье) Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова проводит День открытых дверей по программе «Баклавр». Событие состоится в 11.00 в первом корпусе Высшей школы бизнеса МГУ;…